Что мешает процессу автоматизации российских промышленные гигантов
Геннадий Трегубов полагает, что главная проблема промышленных гигантов — «тяжеловесность» их руководителей |
Чем отличается автоматизация небольшой производственной компании от промышленного гиганта? И почему последние уделяют информационным технологиям меньше внимания, хотя необходимость в этом у них выше? Кто виноват в таком положении вещей, что можно сделать для исправления этой ситуации? Ответить на подобные вопросы была призвана научно-техническая конференция «Технологии электронного бизнеса на службе промышленных предприятий и организаций», состоявшаяся в конце апреля. Местом проведения мероприятия стал Всероссийский институт межотраслевой информации, превратившийся на два дня в «место встречи» производителей и потребителей «тяжелых» ИТ-услуг.
Естественно, не обошли вниманием конференцию и представители власти: от ее лица с приветственным словом к собравшимся обратился начальник отдела Министерства промышленности, науки и технологий РФ Геннадий Трегубов. Он же и обозначил основные трудности внедрения высоких технологий в отечественной промышленности.
Во-первых, это «тяжеловесность» крупных предприятий — причем не как характеристика выпускаемой продукции, а как степень инертности и стойкого неприятия каких-либо серьезных перемен их руководством. И дело даже не в проблемах, связанных с масштабами предполагаемых работ, а в менталитете руководителей, воспринимающих автоматизацию не как обязательное условие для конкуренции и выживания, а скорее как дань моде. Вторая проблема — недостаточная техническая подготовленность руководителей. Даже осознавая всю необходимость внедрения новых технологий, они не представляют себе, как, что и в каком порядке нужно автоматизировать. И в-третьих, серьезной (и самой объективной) преградой на пути к нововведениям является плачевное состояние инфраструктуры и базы для внедрения (от низкого качества телефонных линий до отсутствия достаточного количества компьютеров). Поэтому установка даже самых совершенных и подходящих систем превращается в весьма трудоемкий и дорогой процесс.
Конечно, Минпромнауки все эти проблемы осознает и по мере сил пытается предприятиям помогать. Но и здесь есть свои проблемы: как отметил Трегубов, «мы ориентируемся не на технологии, а на отрасли, поэтому вопрос автоматизации находится на стыке полномочий». В качестве же универсального совета для стоящих на распутье руководителей Трегубов порекомендовал рассмотреть возможность аутсорсинга ИТ-услуг: по его мнению, для предприятий, основной деятельностью которых не являются информационные технологии, такой подход в большинстве случаев будет оправдан. В этом с чиновниками согласны и компании, предоставляющие данные услуги. Так, представитель IBM в своем выступлении сравнил предприятия, отказывающиеся от аутсорсинга, с жителями квартир, которые, вместо того чтобы воспользоваться током из розетки, хотят строить свою электростанцию.
Взгляд снизу
Однако в некоторых случаях строительство подобной «электростанции в домашних условиях» оказывается делом весьма рентабельным. НПО «Сатурн» (предприятие по разработке и производству авиационных двигателей для военной и гражданской авиации) начало автоматизации связывает с датой своего основания (1946 год). Первые ЭВМ (знаменитые ЕС) появились в НПО в 1977-м. Спустя 11 лет была организована локальная сеть из ПК, а начиная с 2001 года на предприятии заработала единая ИТ-служба.
Сейчас у службы, насчитывающей 350 человек, четыре главные задачи: создание и развитие современной системы управления предприятием, координация внедрения ИТ во всех структурных подразделениях, снижение всех затрат (в том числе и заказчиков), а также уменьшение сроков разработки и освоения новых изделий. Для последнего в «Сатурне» применяется так называемая «сквозная технология», подразумевающая автоматизацию максимально возможного количества процессов. На сегодняшний день в НПО внедрена автоматизированная система управления предприятием, соответствующая стандарту MRP-II. В скором времени планируется внедрить систему, основанную на идеях CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support — «непрерывный сбор данных и поддержка жизненного цикла»). Но даже при текущем уровне технологий большинство испытаний на предприятии уже возможно осуществлять не выходя за рамки «электронного поля», что позволяет избежать большого количества затрат.
Взгляд сбоку
Очевидно, что все описанные проблемы можно решить только путем совместных усилий, нацеленных на борьбу с главной бедой автоматизации промышленности — отсутствием необходимой информации. Для этого компанией «Аплана» по заказу Минпромнауки создан рабочий прототип информационного портала для ускоренной разработки и постановки на производство новой продукции.
Портал разрабатывается (сроки реализации проекта — три года; в настоящий момент завершено создание рабочего прототипа) в рамках федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы» по разделу «Производственные технологии» и ставит перед собой ряд задач.
Главные из них — создание условий скорейшего перехода предприятий оборонных отраслей промышленности к выпуску конкурентоспособной на международном рынке продукции и разработка автоматизированного технологического комплекса ускоренной технической подготовки производства для инновационных изделий машиностроения.
Кроме того, портал послужит для создания единого информационного пространства, связывающего различные территориально распределенные предприятия, а также единой распределенной региональной инфраструктуры для внедрения CALS-технологий на этапах подготовки производства.
В «Аплане» уже называют конкретные цифры: по прогнозам разработчиков, использование портала предприятиями машиностроительного комплекса в качестве информационных технических хранилищ в составе систем ERP (применяемых на этапе технической подготовки производства) позволит снизить издержки в полтора-два раза при постановке новых изделий на конвейер. Производительность труда при этом должна вырасти на 20-30%.
К 2006 году в рамках работ по развитию портала планируется создание базового варианта государственной системы информационного обеспечения госзакупок — сферы, которая, похоже, в последнее время становится любимым объектом для экспериментов самых разнообразных ИТ-компаний.