Составить представление о том, что являют собой предлагаемые отечественными компаниями средства для автоматизации страхового бизнеса можно было на одном из круглых столов, входивших в программу Московского международного страхового форума, который назывался: «Информатизация бизнес-процессов в страховании». Полученные впечатления нельзя назвать однозначными.
Начнем с того, что мало значащее слово «информатизация» в названии заседания, прямо скажем, отражает по существу зародышевое состояние этой перспективной области приложения компьютерных технологий. Но из «эмбриона» со временем неизбежно вырастет полноценная отрасль информационной индустрии, потому что страховой бизнес в России активно развивается.
Одним из важнейших, возможно, переломных моментов в его развитии станет введение в этом году системы обязательного страхования социальной ответственности для владельцев автомобилей. Этот привычный во всем мире, но еще не распространенный в России вид массового страхования может стать импульсом для создания серьезных информационных систем. Не удивительно, что уже сейчас ряд компаний, в том числе TopS Business Integrator, CSBI, «ФБ-консалт», IBS и EPAM Systems (перечислены в порядке следования выступлений), предвидя это, а также другие обстоятельства, способствующие росту страхового бизнеса, хотят и уже могут предложить адаптированные к задачам страхования версии ERP- и CRM-систем. Практически все компании, за исключением EPAM Systems, предлагают локализованные версии более или менее известных продуктов, апробированных западных или восточно-европейских систем. EPAM выделяется из общего круга, являясь разработчиком своего продукта.
Автоматизировать деятельность страховых агентов, в работе которых велик «психологический» компонент предельно сложно. Однако к обсуждению именно этих специфичных проблем специалисты из названных компаний не готовы.
Поводом для критики послужил тот факт, что выступавшие на круглом столе стремились привнести «унаследованные» системы в развивающуюся среду в то время, как активно формируются современные подходы к распределенным корпоративным системам, основанные на Web-службах, серверах приложений и т.д. Где, как не в многофилиальных компаниях с большим количеством мобильных пользователей, с обязательным масштабированием и отсутствием старых разработок, которые «и нести тяжело, и бросить жалко», стоит применить эти новации?