Ведомственная разобщенность вредит реализации федеральных программ
Принятие федеральной целевой программы «Электронная Россия» и начало ее реализации способствовало расширению процессов информатизации в стране (как на общегосударственном, так и на региональных уровнях), а также развитию рынка информационных и коммуникационных технологий.
Предварительные оценки показывают, что в прошлом году объем этого рынка вырос на 9% по сравнению с 2001 годом и превысил 4 млрд. долл., компьютерный парк в России увеличился на 20%, а число пользователей Internet — на 30% и достигло 6 млн. человек (это соответствует 4% населения страны). Однако, несмотря на весьма высокие темпы развития, налицо разобщенность усилий министерств и ведомств, а также субъектов Федерации — этакий «электронный сепаратизм» — по реализации данной целевой программы и развитию других информационных и коммуникационных систем.
Отсутствие единой методологии построения ведомственных территориальных информационных и коммуникационных систем ведет, например, к дублированию работ и излишним затратам. Так, по данным Высшей школы экономики, в прошлом году такой «параллелизм» министерств и ведомств обошелся казне в 8 млрд. долл.
Даже уже накопленные в России информационные ресурсы для решения различных управленческих задач используются крайне неэффективно.
В частности, 90% информационных ресурсов ведомств применяется ими для внутренних нужд и лишь 5% доступны для общефедерального пользования.
О необходимости серьезной корректировки политики федеральных органов государственной власти в области построения информационного общества в России высказывались и участники заседания координационного совета Ассоциации «Центрально-Черноземная», состоявшегося 4 марта. Они обсуждали вопросы взаимодействия федеральных и региональных властей при реализации федеральных целевых программ по развитию информационных и коммуникационных технологий в регионах.
В принятом по итогам заседания документе отмечается необходимость организации специального органа при администрации Президента РФ для обеспечения эффективной реализации федеральных целевых программ по созданию и развитию информационных и коммуникационных систем.
Кроме того, в документе подчеркивается необходимость оказания поддержки отечественным производителям компьютерной техники и программного обеспечения. В частности, предоставлять им преимущества — по отношению к иностранным компаниям — при размещении госзаказов.
Участники заседания могли ознакомиться с небольшой экспозицией, на которой были представлены разработки ряда российских компаний в области аппаратного и программного обеспечения.