Наш еженедельник продолжает цикл статей, посвященных мультивендорным учебным центрам. Какие курсы выбрать: авторизованные, где продукт будет представлен «правильно» (во всех смыслах), или «независимые», где могут что-то упустить, но зато укажут на недостатки?
Для корпоративных учебных центров заказчик двулик: с одной стороны, это «студент», с другой — направивший его руководитель, и оба они должны остаться довольны. Все центры поддерживают обратную связь с клиентами, проводя анкетирование слушателей, в процессе которого оцениваются всевозможные параметры обучения, в их числе — качество учебных пособий, работа оборудования, характеристики инструктора, организация учебного процесса. Директора учебных центров регулярно просматривают анкеты, анализируют отзывы и обсуждают их с тренерами.
Список профессий, требующих регулярного повышения уровня «компьютерных» знаний весьма широк: от начальников ИТ-отделов до рядовых пользователей. Правда, частота такого повышения и его глубина для разных категорий существенно отличаются. Структура клиентской базы учебных центров, например, «Микроинформа» приблизительно такова: 80% слушателей — это ИТ-специалисты, 15% — пользователи ПК других специальностей и 5% — руководители. В центре компьютерного обучения «Специалист» и «Сетевой академии ЛАНИТ» существуют также группы школьников и студентов, это помогает центрам загружать классы и в выходные дни.
Бизнес крупных учебных центров держится на постоянных заказчиках. В «Сетевую академию», по словам ее директора Дмитрия Изместьева, периодически возвращаются на переподготовку почти все ее клиенты. В «Академии АйТи» постоянных клиентов больше половины. Это вполне справедливо и для других мультивендорных центров, хотя без притока свежих клиентов им все равно не обойтись. По словам гендиректора «Микроинформа» Бориса Фридмана, в течение года клиентская база обновляется на 20-30%.
ИТ-специалисту, который следит за своей квалификацией, необходимо проходить обучение раз в год, так как сертификаты выдаются именно на этот срок. Но если на Западе специалист без соответствующего сертификата попытается устроиться на работу, то его попытка окажется неудачной уже на уровне отдела кадров, в России пока этого нет, как заметил Фридман. Поэтому обычно промежуток времени между повышением квалификации определяется выходом новых продуктов или появлением принципиально новых программ обучения, что происходит в среднем в течение года или двух лет.
Мы выбираем, нас выбирают
При выборе учебного центра важнее всего его репутация, поэтому лучше всего прислушаться к рекомендации коллег. Кроме того, стоит выяснить, с какими компаниями сотрудничает центр, поинтересоваться наличием официальных авторизаций, дипломов и сертификатов, изучить информацию о программах обучения на сайте центра. В крупных центрах большая часть программ состоит из сертифицированных курсов, например, в «Микроинформе» их 80%.
В «Специалисте» авторизованное обучение гармонично сочетается с авторским. Все сертифицированные программы существуют внутри комплексных, т.е. дополняются авторскими курсами. Например, программа Certified Internet Web-master дополняет и завершает курсы по Web-технологиям, в комплексную программу по безопасности входят курсы по продуктам Microsoft, «Лаборатории Касперского» и сертифицированный курс по основам безопасности сетей Security Certified Program Network.
Планируя затраты на обучение, необходимо уточнить, что входит в его стоимость: будут ли предоставлены фирменные учебные пособия, выдан официальный сертификат, организовано питание, возможен ли доступ в Internet и т.п. Хорошим показателем стабильности центра является наличие расписания на полгода вперед в виде буклетов и брошюр.
Учебные центры, как и магазины, проводят активную маркетинговую политику, и иногда бывает выгодно воспользоваться специальными предложениями, включающими скидки или другие преимущества. Сезонная динамика у всех центров похожа: в январе и августе наблюдается затишье, с которым пытаются бороться, объявляя специальные условия на обучение в эти периоды. Впрочем, иногда стандартную динамику «ломают» крупные контракты на обучение корпоративных заказчиков.
По словам директора «Специалиста» Дмитрия Гудзенко, требования к учебным центрам у корпоративных и частных клиентов принципиально различаются. Если у частных клиентов на первое место выступает необходимость в трудоустройстве (для оказания этой помощи учебные центры заключают соответствующие соглашения с кадровыми агентствами), то у корпоративных клиентов основным является соответствие стандарту качества. Если менеджер тратит деньги на обучение ИТ, то он должен иметь возможность показать, что они потрачены не зря. Поэтому «Специалист» предлагает клиентам схему из четырех этапов: выбор (или разработка) стандарта качества, тестирование на выбранный стандарт, обучение и тестирование по окончании обучения. В этом случае можно четко проследить за повышением уровня слушателей и представить все показатели руководству.
Объективны ли авторизованные знания?
Насколько объективно преподносятся учащимся достоинства и недостатки изучаемых программных продуктов и оборудования при авторизованном обучении? Во многом это зависит от опытности инструктора, который обязан рассказать материал фирменных курсов, но при этом волен акцентировать внимание как на позитивных особенностях, так и на недостатках продукта. Учебные материалы могут нарисовать чересчур «причесанный» и гладкий портрет продукта, но при желании слушатели могут узнать о продуктах все, что захотят. Поскольку учебный центр не занимается продвижением продукта, но должен сохранять лояльность по отношению к производителю и клиенту, то, игнорируя «провокационные» вопросы из серии «какой продукт лучше», инструкторы все же отвечают на вопросы, касающиеся конкретной ситуации. Работу над разделом, посвященным устранению неисправностей, ведет сам поставщик изучаемой продукции.
Существуют программы обучения, где курсы составляются независимыми специалистами, и, соответственно, они могут дать более объективную картину. В курсах, разработанных самими учебными центрами, может быть представлено углубленное сравнение Microsoft SQL Server с Oracle, дополненное примерами из личной практики преподавателя, а, например, на курсах по безопасности программы SCP слушателю расскажут о проблемах в области защиты информации в различных программных продуктах и операционных системах.