Мы продолжаем серию статей, посвященных обучению, стартовавшую в прошлом выпуске «Карьеры». На этот раз предлагаем рассмотреть динамику популярности продуктов в «независимых» мультивендорных учебных центрах.
Если при нестабильной экономической ситуации люди чаще учатся за свой счет, то сейчас, когда безработицы среди ИТ-специалистов в столице нет, деньги в своих сотрудников вкладывают их работодатели. В «Микроинформе» и «Сетевой академии ЛАНИТ» корпоративные клиенты составляют 90% слушателей, в «Академии АйТи» 75%, в центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана — треть, которая приносит ему половину всего дохода.
Масштабы, динамика и целевые установки
По масштабам и динамике развития учебные центры существенно различаются, но сравнивать их по этим параметрам затруднительно не только из-за различий в структуре клиентской базы, но и из-за особенностей учета. Например, «Сетевая академия ЛАНИТ» объявила, что в 2002 году (как и в 2001-м) на их базе прошли обучение около 2,5 тыс. человек. Но поскольку большая часть слушателей, как правило, проходит не один курс, а линейку из четырех-шести курсов, остальные центры предпочитают вести учет заказов в человеко-курсах. В «Микроинформе» в 2002 году их насчитали более 3,7 тыс., в «Академии АйТи» 8 тыс. (на 30% больше чем в 2001 году), в «Специалисте» примерно 30 тыс. человеко-курсов (рост 40%), в том числе 10 тыс. корпоративных заказов от 3 тыс. организаций.
Когда оплата обучения ложится на плечи компании, главным становится получение знаний, а не документа о пройденном курсе, повышающем личную конкурентоспособность сотрудника. По мнению директора «Сетевой академии ЛАНИТ» Дмитрия Изместьева, «количество слушателей, целью которых является сертификация, за последние несколько лет значительно уменьшилось, сегодняшнюю ситуацию нельзя сравнить с периодом до 1998 года, когда большая часть слушателей хотела получить сертификат». По статистике генерального директора «Микроинформ» Бориса Фридмана, в среднем лишь один из пяти человек, проходивших обучение, идет на сертификацию.
Изменение целевых установок заказчика предъявляет дополнительные требования к системе гарантий качества обучения. В «Сетевой академии» слушатель, недовольный качеством обучения, может повторно пройти курс у другого тренера бесплатно.
У корпоративных клиентов, особенно в госсекторе, где зарплаты невысоки, существуют опасения в потере обученных кадров. Практически этого не происходит, но чтобы их развеять, некоторые учебные центры, например, «Микроинформ» и «Специалист» практикуют бесплатное обучение с теми же учебными материалами нового сотрудника, если прежний уволился в течение года после прохождения курсов.
Кроме того, в «Специалисте» существует следующий опыт: если слушатель не усвоил объем курса за плановое время, то с ним будут бесплатно заниматься столько, сколько потребуется для полного его усвоения. Также для закончивших обучение ежемесячно проводятся бесплатные консультации, как очные, так и в конференции «Выпускник» на сайте specialist.ru.
Тенденции и резервы роста
Еще несколько лет назад в учебные центры приходили люди, которых нужно было обучать основам информационных технологий, теперь учиться идут хорошо подготовленные специалисты, интересующиеся определенной узкой областью знаний. Как заметил Изместьев, это подталкивает к расширению ассортимента, включению в него редких курсов, что заставляет поддерживать высокий уровень квалификации инструкторов и привлекает внимание «продвинутых» специалистов.
Кроме того, интересы ИТ-специалистов все больше смещаются с сугубо технических вопросов к проблемам решения посредством информационных технологий бизнес-задач. Отвечая этой потребности рынка, «Сетевая академия ЛАНИТ» и «Академия АйТи» в содружестве со столичными вузами (АНХ, ГУУ и МГУ) активно развивают направление бизнес-обучения. В какой-то степени интерес рынка к MBI и CIO несколько гипертрофирован.
«Иногда заказчики требуют обучить CIO, хотя все, что им нужно, — это Project Management», — отметил Морозов.
Еще одна тенденция, упомянутая Морозовым, которая по-настоящему греет душу, — это возвращение из-за рубежа преподавателей, уехавших несколько лет назад. В 2002 году в «Академию «АйТи» вернулись три сотрудника из США и Канады.
Как отметил Фридман, выросла активность рынка в области дистанционного обучения, правда, без видимых результатов.
«Мы видим нишу для себя в разумном сочетании очного обучения с дистанционным, за счет которого можно разгрузить курсы, и разрабатываем систему дистанционного обучения. Наша онлайновая система тестирования и аттестации сотрудников работает в МИДе, ее также приобрела компания ?Норильский никель?», — добавил он.
В «Специалисте» в 2002 году уже начали проект дистанционного обучения через Internet вместе с Bauman Computer Training Company. Перспективным для этого в центре считаются регионы, пока остающиеся полем «Академии АйТи».
«У нас 16 партнеров, но пока мы не можем предложить нашим клиентам в любой точке России полностью оборудованный класс. Они есть в Краснодаре, Ростове, Астрахани, но этого мало», — отметил директор «Специалиста» Дмитрий Гудзенко.
Еще одно начинание «Специалиста» — обучение в кредит совместно с банком «Русский стандарт». Если совокупная стоимость выбранных курсов больше 10 тыс. руб., можно приступить к занятиям, оплатив половину этой суммы и оформив кредит на остальную ее часть сроком до 6 мес. При стоимости же обучения свыше 50 тыс. кредит продлевается до года.
Горячая десятка
Структура продаж крупных учебных центров фактически отражает структуру российского рынка корпоративных платформ информационных систем. Какие же направления обучения были популярны в 2002 году и развивались наиболее динамично?
Бесспорным лидером по популярности остается Microsoft. Особым спросом пользовались курсы по уже «заслуженным» продуктам — Windows 2000 и SQL Server 2000, ибо Microsoft выпускает продукты быстрее, чем их успевают освоить корпоративные пользователи.
Руководители учебных центров отметили в прошедшем году повышенный интерес к управлению проектами и программам по безопасности.
Oracle догоняет Microsoft по количеству обучающихся и в «Академии АйТи». Год назад академия получила авторизацию Sun Microsystems, нарушив монополию компании RedCenter, и обучение администрированию Solaris стремительно выросло за счет огромного спроса в регионах.
В «Микроинформе» отметили популярность курсов по серверным продуктам Compaq/HP, хорошую динамику сетевых продуктов 3Com, а также нового партнера учебного центра, компании Allied Telesyn, уже слегка потеснившего Enterasys Networks и Avaya.
В «Специалисте», опирающемся на частных клиентов, помимо традиционно успешных пользовательских курсов Microsoft и сетевых технологий, наибольшим спросом пользовалась графика (3D Studio Max) и Web-технологии. На корпоративном рынке в 2002 году весьма динамично развилось направление «1С» для пользователей, программистов и администраторов, а также инженерная графика AutoCAD.
Динамику продвижения Novell «Специалист», получивший авторизацию только в 2002 году, почувствовать еще не успел. А вот в «Сетевой академии» удельный вес курсов Novell уменьшился, хотя еще в начале года их доля в общем объеме была значительной.