О причинах неудач проектов внедрения информационных систем на предприятиях
Компании «ЭпикРус», «Развитие Бизнес-Систем» (РБС) и IBM провели 29 января конференцию под необычным названием «Не наступить на ИТ-грабли!», на которой говорилось о причинах неудач проектов внедрения информационных систем на предприятиях. Часто эти неудачи связаны даже не с информационными технологиями, а с неадекватным управлением предприятием как таковым. Если компания не имеет четко сформулированной и документально оформленной стратегии развития, в которой должны быть определены ее цели и задачи, то и наличие вычислительной техники не поможет, поскольку нет основы для оценки эффективности ее использования.
Если же общая стратегия есть, то в ней как составной элемент должна быть определена и ИТ-стратегия, поскольку вычислительная техника служит одним из базовых инструментов управления компанией. В тех случаях, когда руководство предприятия воспринимает ИТ лишь как дорогую игрушку, установка компьютеров не принесет пользы, поскольку велика вероятность их использования не по назначению. Как отмечает Юрий Кузьмин, директор РБС по развитию бизнеса, на таких предприятиях иногда можно обойтись и без затрат на вычислительную технику, например, закупив новое производственное оборудование. В любом случае, прежде чем внедрять ИТ, нужно оценить их эффект — возможно, другие вложения будут выгодней.
Впрочем, кроме уверенности, что «ИТ — неизбежное зло», еще одной ошибкой при реализации ИТ-проектов является их излишняя детализация. Как правило, сотрудники компании не всегда могут корректно оценить состояние рынка информационных систем, и поэтому до начала проекта выбирается технология, с помощью которой просто невозможно достичь поставленных задач. К этой же категории можно отнести проекты, в которых закладывается излишняя функциональность. Такая ситуация часто возникает в том случае, когда деньги «на компьютеризацию» выделяются единовременно. В результате может возникнуть проект автоматизации крупной компании на «1С:Бухгалтерии» или небольшого производства — на SAP R/3. К сожалению, такие проекты приводят либо к перерасходу средств, либо к построению неработоспособной системы. Чтобы избежать этого, рекомендуется постадийная компьютеризация с определением приоритетов и контролем достижения промежуточных результатов. По некоторым оценкам, ежегодные расходы на ИТ должны составлять 1-5% от оборота компании.
Следует также рассмотреть вопрос о том, что считать успешным проектом по внедрению. В частности, Кузьмин назвал успешным тот проект, после которого заказчик хочет продолжать сотрудничество. В «ЭпикРус», по сведениям Александра Гомонова, директора по развитию бизнеса, таких проектов 85%. В то же время менее 10% проектов выполняется в срок. Несмотря на то, что исполнение очень многих проектов по различным причинам затягивается на неопределенное время, у клиентов остается желание работать дальше. Несоблюдение сроков может происходить по разным причинам: от неожиданного прекращения финансирования до изменения самого проекта вследствие полученных при его реализации данных. Очень часто проект видоизменяется в процессе работы, и в результате получается не то, что планировалось изначально. Как правило, именно такая судьба постигает проекты с излишней детализацией, при их реализации внедренец убеждает клиента отказаться от экономически неоправданных требований. Если же внедрение выполняется в несколько этапов, то вероятность затягивания работы над проектом снижается.