Глобальная автоматизация почтовых услуг в Российской Федерации уже не за горами
Похоже, скоро не останется в России такой отрасли, где использование современных компьютерных технологий, и особенно Internet, не было бы необходимым. Так, федеральная целевая программа «Электронная Россия», существовавшая в прошлом году скорее на концептуальном уровне, в нынешнем набирает обороты и вскоре найдет свое применение в ряде крупных федеральных проектов.
Одним из них обещает стать автоматизация почтовой системы России. Для того чтобы обсудить перспективы и ознакомиться с возможными решениями, технические руководители почтовых отделений со всей России собрались на конференцию «Современные информационные технологии в российской почте», которая состоялась 28-30 января на Международном почтамте.
Internet — через почту, почта — через Internet
Илья Генкин: «Разработка типовых средств подключения к Internet закончена в прошлом году» |
О том, что уже сделано в рамках «интернетизации» страны, сообщил сотрудник Департамента почтовой связи Министерства РФ по связи и информатизации Илья Генкин. По его словам, реальные успехи в 2002 году были достигнуты в проекте «Киберпочта» по организации пунктов коллективного доступа в Internet (ПКД) — к началу этого года их число в 86 субъектах Федерации превысило 2600 (из них более 600 в ельской местности), что в 2,6 раза больше показателя на конец 2001 года. Инициатива гражданам понравилась. Как сообщил Генкин, в течение декабря 2002 года услугами ПКД воспользовалось более 200 тыс. человек. В этом году также запланирован существенный рост количества ПКД, тем более что теперь «Киберпочта» будет развиваться в рамках «Электронной России» и из ее бюджета. Как заявил Генкин, полученные средства будут распределены по регионам России в течение первого квартала, а затем начнется их освоение. В прошлом же году ПКД строились в основном за счет собственных средств ФГУП «Почта России» и при участии лизинговых компаний. Общее число запланированных ПКД по России — около 15 тыс.
Другой, не менее важный проект, о котором рассказал Генкин, — «Киберпресса» — предполагает доставку прессы в удаленные регионы России в электронном виде через Internet и распечатку их уже на месте. В прошлом году этот проект на пилотном уровне был реализован в семи регионах. Там в отделениях связи разворачиваются специальные пресс-станции, призванные автоматизировать подписку и продажу на центральные издания. Еще семь регионов получат оборудование для «Киберпрессы» в этом году в рамках «Электронной России», а ряд почтовых отделений Москвы и Санкт-Петербурга установит оборудование самостоятельно.
Еще одна совместная задумка Минсвязи и Министерства по налогам и сборам — избавиться от посредников между налогоплательщиком и казной. В 2002 году на шести столичных ПКД был осуществлен пилотный проект по отправке деклараций в электронном виде, заверенных ЭЦП. Проект развивается и уже существует приказ относительно требований к операторам связи, через которых будет проходить электронная отчетность.
Терминал вместо почтового ящика
Если доступ в Internet на каждой почте — это хорошо, то проект, предложенный соорганизатором конференции, компанией BCC, — еще лучше. Проект предусматривает собой создание унифицированной платформы для обмена разнородными данными с помощью современных электронных технологий на базе существующей инфраструктуры почтовых отделений России.
Почта как основа предстоящей объединенной системы была выбрана не случайно. По словам директора департамента системной интеграции компании BCC Андрея Тищенкова, почтовые отделения — единственная инфраструктура, охватывающая абсолютно все населенные пункты, а значит, лучшей базы для объединения информационных ресурсов не найти. Но одного объединения мало. Системой необходимо эффективно управлять. Для такого управления, по мнению BCC, в первую очередь необходимо использование правильных подходов к ее построению, централизация данных и вычислительных ресурсов, а также достижение практически «нулевого» администрирования компьютеров конечных пользователей.
Выполнить эти требования возможно, построив информационную систему в архитектуре «тонкого» клиента, или терминального доступа. При таком построении все клиентские приложения, а также клиентские части распределенного программного обеспечения устанавливаются на терминальные серверы. Конечные пользователи подключаются к ним удаленно, используя любые каналы связи, передают на сервер нажатия клавиш клавиатуры и мыши, а получают обратно изменения картинки экрана. Все вычисления фактически происходят на терминальных серверах.
Рабочее место конечного пользователя, таким образом, становится виртуальным, так как подключиться к нему пользователь может с любого устройства из любого места сети. Зато возможности у такого терминала более чем реальные: письмо можно будет отправить как в электронном виде (например, с дискеты), так и отсканировав рукописный текст. Аналогично можно пересылать и изображения, видео- и аудиоматериалы, а также любую иную информацию.
Результатом такого подхода станет уменьшение эффективных размеров информационной системы. Компьютеры пользователей не несут теперь никакой ответственности за хранение и обработку данных, а превращаются в необслуживаемые устройства доступа. Все изменения в систему можно будет вносить удаленно и централизовано — на главном сервере. Ресурсы финансовые, технические, человеческие и прочие можно сконцентрировать в одной точке, вместе со всеми серверами компании. Такая схема, безусловно, повышает безопасность системы (злоумышленнику попросту нечего будет портить) и ее экономическую привлекательность; по расчетам специалистов BCC, экономия на совокупной стоимости владения информационной системой может составить порядка 50%.
Реализовать эту схему в BCC предлагают на базе сервера Citrix MetaFrame XP и его дополнительных модулей.
Последний штрих к проекту. Для того чтобы упростить поиск адресата в компании BCC предложили присвоить каждому гражданину универсальный электронный почтовый адрес под кодовым названием «u-mail» (Unified Mail — «унифицированные почтовые услуги»), в котором в качестве одного из идентификаторов будет фигурировать индекс отделения связи района, где проживает абонент. По мнению специалистов компании, это значительно упростит процедуру информационного объединения: индекс, как и почтовое отделение, есть везде и может послужить основой при создании всероссийской базы данных.