Городские службы Москвы готовятся следить за каждым «шагом» своих автомобилей
Николай Ямбуренко: «В 2004 году в Москве для удобства пассажиров будут работать информационные табло, отображающие передвижение городского транспорта» |
Учрежденная в 2001 году компания «Мобильные телематические системы позиционирования» объявила о начале внедрений систем мониторинга и дистанционного управления удаленными объектами. Работа систем будет осуществляться через сеть компании-оператора МТС, которой принадлежит контрольный пакет акций «МТС П».
По заявлению Николая Ямбуренко, генерального директора «МТС П», компания уже готова работать и с юридическими, и с физическими лицами, которые пожелают «контролировать» свое движимое имущество, но первыми «подопытными» в «реальных условиях» стали автобусные парки, ведомства «скорой помощи», пожарной охраны и служб спасения. Для них эффективность системы наиболее наглядна, и в настоящее время оборудовано около 160 муниципальных автомобилей. «Городская» программа начата в июле прошлого года после распоряжения правительства Москвы, проект должен быть завершен в 2004 году, и его стоимость оценивается в 1 млрд. рублей.
Работа системы заключается в следующем. На автомобиль устанавливается специальное устройство — так называемый терминал, — снабженный модулем спутниковой навигации GPS (или, как альтернатива, ГЛОНАСС) и модулем сотовой связи GSM. Первый нужен для приема сигналов со спутников, позволяющих в каждый момент времени с высокой точностью определять планетарные координаты объекта (широту и долготу), его скорость и направление движения, второй модуль — для транслирования (посредством SMS-сообщений) в операторский центр «МТС П» вычисленных характеристик и «внутренних» технических параметров работы автомобиля. Программное обеспечение центра формирует профиль объекта и накладывает его координаты на имеющуюся в распоряжении карту местности. В результате становится возможным следить через Internet в реальном времени за состоянием соответствующих авто, а также наблюдать их условное отображение на карте. Также возможно задание маршрута и получение сигнала в случае отклонения от него (что актуально при перевозках ценного груза), генерация информационного отчета о передвижении за временной период и получение другой технической информации. Принципиальна возможность управления автомобилем (через те же SMS-сообщения), осуществляемая в рамках предусмотренных в терминальном устройстве аппаратных функций: включение/выключение двигателя, сигнализации, блокировка груза и т.п. Для повышения оперативности взаимодействия и облегчения контроля большого числа объектов клиенту предлагается оборудовать свою «диспетчерскую» и подключить ее к операторскому центру по выделенной линии.
Пока компания предлагает «контроль» объектов в столице и области, хотя прицел берется на работу и в регионах, и за границей — везде, где возможна GSM-связь с МТС. Одним из сдерживающих факторов географической экспансии услуги является требование наличия точной, лицензированной карты местности. Для Москвы такую карту «МТС П» получила в «Мосгеотресте».
Что касается цены «продукта», то на данный момент «МТС П» в рамках услуги может предложить рынку терминальные устройства «Купол» от НПФ «Гейзер», которые рассчитаны на автомобили и стоимость которых варьируется от 300 до 1000 долл. за устройство. При этом размер абонентской платы будет определяться индивидуально, но в среднем она должна составить порядка 35 долл. в месяц за каждый контролируемый системой объект и включает использование трафика сети GSM. Оборудование своего диспетчерского центра обойдется, по словам Ямбуренко, от одной до 10-15 тыс. долл. В будущем, когда количество объектов достигнет 100 тыс. (а это, по прогнозам организаторов проекта, должно случиться в ближайшие несколько лет), размер абонентской платы будет уменьшен.
Кроме того, в перспективе на рынок выводится целое семейство услуг. Для физических лиц, например, планируется поставка миниатюрных «жучков», выполняющих только функции мониторинга. Такое устройство можно будет прикрепить к ошейнику собаки, положить в карман пожилого родственника или ребенка, чтобы они невзначай не потерялись в большом городе. Другой возможный рынок «МТС П» — охрана стационарных объектов посредством разного рода датчиков, включая, когда будет реализована на приемлемом уровне технология GPRS, возможность передачи видеоизображений.
В плане дополнительных услуг не останется в стороне и компания МТС. Помимо того, что через нее пойдет весь трафик взаимодействия пользователей системы, уже в этом году, по словам Михаила Сусова, первого вице-президента компании, специально для тех пользователей мобильных телефонов, которые станут клиентами «МТС П», SIM-меню будет расширено.