Став неотъемлемой частью телекоммуникационного рынка, IP-телефония повлияла на него очень сильно. Эта технология «позволила заработать миллионы долларов путем потери миллиардов».
По давно устоявшейся традиции каждую осень компания Comptek проводит конференцию, посвященную вопросам IP-телефонии. Нынешняя, седьмая по счету, конференция оказалась столь масштабной, что этого не ожидали даже сами организаторы. На ней присутствовало 450 участников, представлявших 195 компаний из 65 городов. Москвичи на этот раз составили всего лишь 40% от числа участников.
Конференция довольно сильно отличалась от предыдущих — некоторые ее участники ожидали увидеть очередное заседание «клуба фрондирующих операторов», где доминировала бы тема противостояния традиционным игрокам рынка. Но это все уже в прошлом, практически все признанные традиционные лидеры сами всерьез занялись IP-телефонией, а первопроходцы этого рынка приобрели респектабельность.
Главной темой на конференции стал бизнес, но было бы ошибочно полагать, что докладчики знакомили слушателей с методами развертывания собственного дела на основе сетей IP-телефонии. Этот вопрос перестал быть актуальным еще два года назад. Теперь на первый план вышла откровенная, жесткая конкуренция между поставщиками оборудования и услуг для рынка IP-телефонии, поэтому многие доклады отличались обилием маркетинговых приемов и саморекламы.
Значительно изменился и состав участников выставки, проходившей одновременно с конференцией. Если раньше на аналогичных выставках преобладали операторы IP-телефонии, то на этот раз они оказались в явном меньшинстве. Всего лишь три компании — RGC, «Корпорация ОСС» и VoIP eXchange — демонстрировали свой потенциал в предоставлении услуг, связанных, в основном, с межоператорским обменом трафика.
Остальные 17 участников выставки представили аппаратные и программные решения для построения сетей. Весьма симптоматичным является факт участия в ней таких компаний, как Alcatel (ее представляла компания-партнер «Адвентус-М»), Avaya, Nortel Networks, Samsung и Panasonic, относящихся к разряду производителей традиционных телефонных систем и ранее скептически относившихся к перспективам IP-телефонии.
Взаимное влияние
Став неотъемлемой частью телекоммуникационного рынка, IP-телефония повлияла на него очень сильно. По образному выражению Игоря Масленникова, директора по развитию бизнеса компании Comptek, эта технология «позволила заработать миллионы долларов путем потери миллиардов». Либерализация рынка связи во многих странах, многократное увеличение пропускной способности сетей, появление новых технологий передачи и коммутации привели к очевидным потерям доходов. Подтверждением этого факта может служить невиданный по своим масштабам кризис отрасли во всем мире. Сегодня все участники рынка ищут способ исправить ситуацию, понимая, что высокие цены на услуги связи до прежнего уровня больше никогда не вырастут. Выходом, по мнению ряда участников конференции, может стать повсеместный переход на IP-коммуникации и предоставление новых видов услуг.
Выходу из кризиса должна помочь экспансия IP-телефонии в корпоративный сектор, где, по оценке Gartner, она превратится в стандарт де-факто. Для этого есть все предпосылки.
Во-первых, повсеместное использование быстрых локальных сетей. Сегодня сети Fast Ethernet перестали быть уникальным явлением, широко внедряется Gigabit Ethernet, не за горами появление оборудования, поддерживающего интерфейсы 10-Gigabit Ethernet. В дополнение к этой тенденции необходимо отметить превращение протокола IP в универсальный протокол телекоммуникаций будущего.
Во-вторых, удешевление IP-телефонов, чья высокая стоимость была главным сдерживающим фактором некоторое время назад. Так, представитель Cisco заявил о начале продаж IP-телефона Cisco 7905G стоимостью всего 165 долл. На выставке в рамках конференции компания Avaya уже демонстрировала модель Avaya 4602, который обойдется покупателям менее чем в 190 долл. Мощным импульсом к внедрению корпоративных решений IP-телефонии станет деятельность большого числа независимых компаний, занимающихся разработкой и выпуском IP-телефонов, отвечающих стандартам Н.323 и SIP.
В-третьих, техническая готовность многих операторов IP-телефонии выйти на корпоративный рынок, который способен стать для них устойчивым источником прибыли.
Регулирование рынка IP-телефонии
Одной из центральных тем конференции стал проект руководящего документа «Нормирование качества услуги в сетях IP-телефонии» Министерства связи, который поручено разработать Ассоциации документальной электросвязи. Само название данного руководящего документа (РД) говорит о его важности для развития отечественного рынка IP-телефонии, поэтому неудивительно, что обсуждение идей, которые должны быть отражены в нем, превратилось на конференции в широкую дискуссию.
К сожалению, в конференции не принял участие ни один представитель Минсвязи. Планировалось, что на открытии конференции выступит Александр Миков, заместитель руководителя Департамента электросвязи этого уважаемого министерства. Однако он уехал в срочную командировку. Тем не менее позиция департамента известна. Сам Миков на конференции АДЭ охарактеризовал данный рынок как «цивилизованный бардак»: на предоставление услуг IP-телефонии выдано более 4 тыс. лицензий, это создает условия для появления «компаний-однодневок», стремящихся получить максимальную прибыль за счет предоставления некачественных услуг и не заботящихся о развитии телекоммуникационной инфраструктуры страны. Все это не только приводит к убыткам для других игроков рынка, но и дискредитирует саму услугу IP-телефонии в глазах абонентов.
Наверное, по инерции, вызванной давними спорами с Минсвязи по вопросу легализации IP-телефонии в России, представители многих альтернативных операторов встретили предложение разработать документ, посвященный нормированию качества, настороженно. Вероятно, они опасаются, что Минсвязи сможет использовать данный документ как рычаг регулирования рынка IP-телефонии и как инструмент, позволяющий сократить число лицензиатов.
В то же время представители крупных альтернативных операторов высказались за разработку данного документа при активном участии самих игроков рынка. Такая позиция вполне объяснима, ведь упорядочивание правил игры на этом рынке пойдет им только на пользу: они уже создали и даже окупили собственную сетевую инфраструктуру, поэтому выполнение новых требований не приведет их к какому-нибудь заметному росту затрат.
На конференции открытым остался вопрос: какие идеи надо заложить в проект РД? Представители рабочей группы по IP-телефонии АДЭ призвали высказаться по данному поводу на специальном форуме, открытом на сайте АДЭ.
Нет никакого сомнения в том, что оператор способен контролировать качество предоставляемых услуг только в рамках своей сети. Эта проблема обусловлена множеством причин и не раз обсуждалась применительно к Internet. До сих пор адекватного решения не найдено. Поэтому в РД должна быть четко прописана зона ответственности оператора по гарантии качества услуг. Ведь в большинстве случаев телефонный разговор проходит, по крайней мере, по сетям связи пяти различных операторов.
Еще одной важной частью РД станет раздел о контроле качества предоставляемых услуг. В ходе обсуждения этого вопроса участники конференции высказали много идей, начиная от периодических контрольных рейдов инспекторов Госсвязьнадзора до установки на сетях операторов специальных зондов, постоянно передающих значения параметров качества в контролирующие органы. По моему мнению, при выборе того или иного подхода в решении данного вопроса следует соблюдать особую осторожность. С одной стороны, может оказаться выхолощенной сама идея по нормированию качества услуг в сетях IP-телефонии, так как многие операторы, по выражению одного из участников конференции, будут настраивать свои сети в двух режимах: повседневной работы и «сдачи экзамена». С другой, учитывая наличие четырех тысяч лицензиатов, потребуется создание новой госструктуры с огромной численностью чиновников, расходы на содержание которой лягут на самих операторов и, в конечном итоге, на абонентов, ради которых и затевается принятие нового РД.
Итак, вопросы, обсуждавшиеся на седьмой конференция по IP-телефонии, показали, что эта отрасль отечественной связи смогла найти свое место на рынке. Закончился период детства, когда главными темами были технологические вопросы типа «как заставить это работать». Сейчас все чаще звучит другой вопрос — «как заработать на этом».
Гарантия качества
При звонке из Москвы в Санкт-Петербург соединение последовательно устанавливается по линиям связи МГТС, попадает на шлюз оператора IP-телефонии, затем в канал связи магистрального оператора, далее снова на шлюз IP-телефонии и по линиям связи ПТС до телефона вызываемого абонента. Пользователю безразлично, на каком участке произошло ухудшение параметров связи, приведшее к снижению качества услуги. В такой ситуации было бы неправильным «всех собак» вешать на операторов IP-телефонии.
В то же время каждый оператор имеет возможность минимизировать риски, связанные с транзитом или терминацией трафика на сетях партнеров, не обеспечивающих надлежащих качественных показателей. При решении этого вопроса не надо особо мудрить, во всем мире нашли широкое применение договорные формы, базирующиеся на понятии «соглашения об уровне обслуживания» (Service Level Agreement, SLA). Введение в действие нового руководящего документа Министерства связи вызовет необходимость в партнерских соглашениях между операторами записывать определенные параметры качества взаимных услуг и ответственность за их нарушение. При этом не стоит забывать, что обеспечение параметров SLA обязательно приведет к удорожанию услуг как на межоператорском рынке, так и для конечных клиентов.