Прошедший год оказался весьма богатым на события, способные серьезно повлиять на российский рынок интегрированных систем управления предприятием в ближайшей перспективе.

Стагнация западного рынка высоких технологий, проходящая на фоне негативных тенденций в экономике развитых стран, подтолкнула процессы слияния и поглощения ИТ-компаний. Существенное усиление подразделения Business Solutions корпорации Microsoft (MBS) повлекло за собой немалые изменения на рынке интегрированных систем управления. Эхо этих событий докатилось и до России, став причиной ряда любопытных перемен на нашем рынке.

Клиент зреет медленно

На развивающемся в России рынке ERP-систем сложилась следующая ситуация. С одной стороны, большая часть потенциальных клиентов этими системами пока не охвачена. С другой — организации довольно медленно «дозревают» до их внедрения, число предприятий, которые уже готовы к этому, невелико, поэтому за них разгорается серьезная борьба.

Предприятия, которым приходится работать в условиях жесткой рыночной конкуренции, начинают понимать необходимость внедрения современных технологий. Информационные системы внедряются для того, чтобы сделать бизнес более эффективным и прибыльным: уменьшить издержки (в том числе в области производства, закупок, логистики, продаж), снизить сроки исполнения заказов, ускорить вывод на рынок новых продуктов и услуг и повысить их качество, выявлять перспективные рыночные ниши. Такие системы помогут предприятиям удержать и заставить раскошелиться старых клиентов и привлечь новых, оптимизировать налоги и пр. Жесткая, но относительно честная конкуренция ведется сегодня между предприятиями розничной и оптовой торговли и телекоммуникационными компаниями.

Объемы рынка

Аналитики компании Gartner, представившие результаты своих исследований на выставке SofTool 2001, оценили потенциал российского рынка систем управления предприятием примерно в 45 тыс. инсталляций, при этом число установленных систем ежегодно должно расти в среднем на 22%. Основываясь на исследованиях Gartner, можно предположить, что на начало 2003 года установлено примерно 15,5-16 тыс. таких систем.

По данным IDC Russia, к началу 2002 года объем рынка интегрированных систем управления предприятием, а точнее, объем продаж лицензий и услуг технического сопровождения на этом рынке составлял около 55 млн. долл. (заметим, что продажи системы «1С:Предприятие», одной из самых популярных финансовых систем, в этих данных не отражены). Темпы роста в 2001 году оценивались в 15%. По словам Тимура Фарукшина, аналитика IDC по рынку программного обеспечения, объемы продаж в этом секторе в 2002 году, вероятнее всего, возросли на 15-20% и достигли уровня 62,5-65 млн. долл.

Тяжеловесы на татами

Представленные в России «тяжеловесы» рынка интегрированных систем хорошо известны: SAP, Oracle, Baan, J.D. Edwards. По данным IDC, на начало 2002 года им принадлежало соответственно 48, 6, 4 и 1% рынка в денежном выражении.

Наиболее ярко проявила себя компания SAP. Она представила «сквозную» линейку решений, позволяющих автоматизировать сверху донизу компании любых размеров — от небольших фирм и торговых представительств до крупных международных компаний. Одновременно она обнародовала свои планы выйти на рынок систем для малых и средних предприятий. Локализованное решение для этого сектора рынка должно появиться в следующем году.

В конце года наблюдалось заметное оживление со стороны Baan. По данным из достоверных источников, у главного российского партнера этой компании — фирмы «Альфа-Интегратор — Баан-Евразия» — сменился владелец. Выступая в Москве, президент Baan Лауренс ван дер Танг назвал его «новым стратегическим партнером, который специализируется на информационных технологиях и ИТ-консалтинге». Еще одно событие, которое может оказать существенное влияние на бизнес Baan в России: компания планирует открыть в нашей стране свое представительство, которое займется поддержкой непрямых продаж.

Надо заметить, что в минувшем году Россию посетили руководители крупнейших зарубежных компаний. Помимо президента Baan, в Москве побывали Хассо Платтнер — генеральный директор и сопредседатель совета директоров SAP, и Серджио Джиаколетто — глава европейского офиса корпорации Oracle, исполнительный вице-президент, отвечающий за регион Европы, Ближнего Востока и Африки. Кстати, нашу страну посетил и Стив Балмер, генеральный директор Microsoft. Очевидно, что помимо ревизии московских офисов эти персоны планировали провести переговоры на высоком уровне с руководством крупных коммерческих и государственных структур.

Средняя весовая категория

Из поставщиков средних систем, работающих в России, IDC отмечает «Галактику» (по итогам 2001 года ее доля оценивается в 12% в общих объемах продаж), Scala (7%), Epicor Software (7%), Navision (6%), «Парус» (3%) и Frontstep (2%). На долю остальных, не упомянутых в обзоре IDC поставщиков приходится 5% рынка. Анализируя эти данные, следует принять во внимание, что Navision осуществляла только непрямые продажи. Вероятнее всего, учтенные в исследованиях IDC данные по Navision отражают лишь объем стоимости лицензий, которые местное представительство продало своим партнерам (другими словами, учитывались «оптовые», а не «розничные» цены на лицензии).

Состоявшееся летом приобретение корпорацией Microsoft компании Navision с одновременным ее включением в состав подразделения Business Solutions многие считают главным событием года на рынке интегрированных систем управления предприятием. Последствия этой сделки вскоре ощутят все участники этого рынка.

Microsoft Business Solutions — «параллельная» структура в составе корпорации. «Иерархическое дерево» MBS подотчетно штаб-квартире корпорации и действует независимо от региональных офисов Microsoft, продвигающих операционные системы, офисные приложения, СУБД, многочисленные программные продукты промежуточного слоя и другие системы. На Американском континенте MBS предлагает своим заказчикам пакет Great Planes, в других регионах — системы MBS-Navision (ранее Attain) и MBS-Axapta.

Зачем корпорации понадобилось обзаводиться собственным подразделением по разработке и продвижению бизнес-приложений? Наиболее существенных причин две. Первая: рынок систем управления предприятием для среднего бизнеса вполне перспективен. Вторая: готовые бизнес-приложения нужны Microsoft в качестве очень важного компонента при создании инфраструктуры продвижения новой платформы .Net.

Инвестировав значительные средства в маркетинг и разработку продуктов MBS, Microsoft способна вывести это подразделение на уровень тяжеловеса (по возможностям), сражающегося в средней весовой категории (средней — по ценам на продукты). Кроме того, занимая близкое к монопольному положение на рынке программных платформ, Microsoft может предоставить своему подразделению «тайные знания» относительно технологических возможностей своих платформ. Кроме того, нельзя исключить, что корпорация в один прекрасный день предложит особые ценовые условия на продукты MBS или предоставит скидки покупателям этих продуктов, приобретающим их в комплекте с программными платформами Microsoft.

Если корпорация возьмется за поддержку MBS такими средствами, то вряд ли кто из нынешних «тяжеловесов» сможет ей что-нибудь противопоставить. Хассо Платтнер, генеральный директор SAP, выступая на пресс-конференции в рамках форума SAPPHIRE 2002, признался, что видит Microsoft (а также IBM) в числе своих главных конкурентов, осознавая, какой мощью обладают эти корпорации.

Сможет ли усиление MBS повлиять на позиции этого подразделения в России? Скорее всего, в ближайшее время кардинальных изменений ожидать не следует. MBS продает продукты только через партнеров, однако российская партнерская сеть MBS находится пока в стадии становления — в отличие от зрелых сетей франчайзи «1С», партнеров «Галактики», «Паруса», «Интеллект-Сервиса» и ряда других компаний.

Нелегкая «легкая»

В нише систем для малых предприятий желтая майка лидера по-прежнему принадлежит компании «1С». По разным экспертным оценкам, на долю этой компании приходится от 50 до 60% этого сектора рынка. Благодаря выгодному для заказчиков соотношению цены и функциональности, а также благодаря самой крупной среди отечественных разработчиков сети партнеров программные продукты «1С» стали одними из самых массовых на российском рынке.

В силу выбранных критериев аналитики IDC Russia не рассматривают «1С:Предприятие» как интегрированную систему управления предприятием, тем не менее эта система с успехом применяется в малом и среднем бизнесе не только для обеспечения финансового и управленческого учета, но также для автоматизации основных бизнес-операций и управления компаниями и организациями. Многие конкуренты «1С», работающие в нишах малого и среднего бизнеса, отзываются об этой компании с большим уважением, а некоторые просто опасаются соперничать с ней: постепенно уходят с ниш, где продукты «1С» заняли прочные позиции, или с плохо скрываемым страхом ожидают выхода компании на новые рынки.

В качестве одного из примечательных событий года следует назвать анонс новой, восьмой версии системы «1С:Предприятие», продажи которой планируется начать в 2003 году. Разработанная практически заново, эта версия должна стать новой прикладной платформой для создания систем управления предприятием в компаниях малого и среднего бизнеса. Вероятнее всего, в отношении новой версии будет применена новая лицензионная политика.

Невольно напрашивается сравнение с компанией SAP, которая стала предлагать решения для малого и среднего бизнеса, имея в своем арсенале прикладные системы для крупных и очень крупных предприятий и хорошо «раскрученный» брэнд. «1С» идет снизу вверх, поднимаясь от автоматизации преимущественно малого бизнеса к внедрениям на предприятиях среднего размера, многие из которых «выросли» на предыдущих версиях ее продуктов.


Два пути в будущее

В своем докладе на Шестом российском CIO-форуме Сергей Колесников, директор по консалтингу компании «Экон-Профи», выделил два наиболее вероятных сценария развития российского рынка интегрированных систем управления предприятием.

По первому на наш рынок могут выйти новые сильные западные игроки. Этому будут способствовать переход на международную финансовую отчетность, рост потребности в постановке и поддержке современного управленческого учета (в частности, производственного и стратегического), а также необходимость в оптимизации управления логистическими цепочками на предприятиях и в холдингах различных отраслей.

В рамках второго сценария ожидается преимущественное развитие предложений российских разработчиков с одновременным переходом западных в положение нишевых игроков. Этот сценарий вероятен в случае провала учетных реформ и стагнации методологий управленческого учета.