На реализацию программы «Электронная Москва» в городском бюджете на 2003 год заложено 500 млн. руб.
Прошедшая в столичной мэрии конференция «Электронная Москва? 2002» мало чем отличалась от своей предшественницы: речь по-прежнему шла о целях и задачах развития телекоммуникационной инфраструктуры и информатизации городского управления, практически тех же самых проектах и неизменных проблемах (см. также статью «Электронная Москва», Computerworld Россия, № 48, 2001).
Более 10 лет отдельные муниципальные структуры создают собственные информационные системы и базы данных, но в деле обеспечения обмена информацией между ними, проверки новых систем на соответствие каким-либо регламентам и стандартам дальше разговоров обычно дело не идет. Основные препятствия к интеграции имеют не технологический, а организационно-политический характер: например, чтобы открыть предпринимателям доступ к базе данных Московской регистрационной палаты, понадобилось два года на согласование с МРП и две недели — на реализацию проекта.
За полтора года, прошедшие с момента утверждения мэром Концепции движения Москвы к информационному обществу, изменилось немногое, но эти изменения могут сдвинуть проблему интеграции с мертвой точки. Появился координационный совет, возглавляемый мэром, сформирован проект программы «Электронная Москва», который вскоре будет вынесен на публичное обсуждение. Настораживает, правда, что многие представители префектур и департаментов, участвовавшие в конференции, до сих пор не видели проекта программы, а видевшие его серьезно критиковали. После одобрения городской думой пятилетняя программа получит статус закона города Москвы и соответствующие источники финансирования.
Пожалуй, самый важный из предпринятых за последнее время практических шагов — образование ОАО «Электронная Москва». Эта компания станет головным исполнителем программы. Учредителями холдинга стали Банк Москвы, «Мостелеком», «Московская телекоммуникационная корпорация» («Комкор»), ГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и другие структуры, аффилированные с правительством Москвы. Генеральным директором «Электронной Mосквы» и, соответственно, главным конструктором информационной системы города назначен глава «Комкора» Юрий Припачкин. В столице образуется жесткая вертикаль власти, отвечающая за ее информатизацию.
На реализацию программы «Электронная Москва» в городском бюджете на 2003 год заложено 500 млн. руб. По словам Припачкина, в числе первых шагов, которые предпримет новая компания в ближайшее время, — выделение тех проектов, реализация которых даст максимальный результат, интеграция существующих информационных ресурсов и расширение организационной модели управления этим процессом. В числе приоритетных были названы проекты, которые уже реализуются в ряде округов и прошли большую часть пути: «Социальная карта москвича», «Инфоград», создание базы данных «Население», «Последняя миля».
Технологическую базу холдинга образуют Московская волоконно-оптическая сеть, оператором которой является «Комкор», а также системы коллективного приема телерадиопрограмм «Мостелекома». Ожидается, что образование новой компании ускорит интеграцию этих двух параллельно развивавшихся и конкурировавших широкополосных телекоммуникационных инфраструктур, а также реконструкцию сетей «Мостелекома» для повышения пропускной способности каналов и предоставления новых услуг, таких, как широкополосный доступ в Internet, видео по запросу, дистанционный мониторинг систем жизнеобеспечения и безопасности.
Московская Силиконовая долина
Зеленоградский административный округ называют московской Силиконовой Долиной. Он служит испытательным полигоном для многих ИТ-проектов столичных властей. Один из них — создание на территории районной управы №4 единой автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления. Все жилые здания, школы и детские сады района оборудованы приборами учета тепла, холодной и горячей воды, датчиками температуры и давления, их подвальные помещения оснащены пожарной и охранной сигнализацией с подключением к системе мониторинга. Информация от всех устройств передается по оптоволокну на автоматизированное место диспетчера и параллельно отправляется в ресурсоснабжающие организации. В результате внедрения этой системы была получена прямая экономия на оплате ресурсов по фактическому потреблению, на предотвращении аварий и сокращении нескольких диспетчерских.
Кроме того, округ первым в Москве перешел на единую квитанцию оплаты коммунальных услуг благодаря созданному год назад информационно-расчетному центру. В этом центре поступающие платежи населения автоматически «расщепляются» по получателям и в тот же день поступают на их расчетные счета. Эффект также был вполне осязаемым: за счет полученной экономии жителей Зеленограда освободили от платы за холодную воду за ноябрь.
Еще один интересный зеленоградский эксперимент — автоматизированная система оплаты проезда в наземном транспорте с помощью входных турникетов, фиксирующих информацию о пассажирах, которая ежедневно загружается на центральный сервер. С ее введением практически ликвидированы случаи безбилетного проезда, поступления выросли в два с половиной раза, а количество льготников стабилизировалось на 50%. Но главное достижение — созданы условия для повышения качества транспортных услуг: график движения подстраивается под потребности пассажиров, обеспечивая равномерную загрузку автобусов, которая приблизилась к среднеевропейским нормам. Теперь в Зеленограде начали выдачу социальных карт, и в первом квартале 2003 года планируется задействовать их транспортное приложение.