Новая экономика — новое государство
В Высшей школе экономики прошла конференция «Новая экономика — новое общество — новое государство», в которой приняли участие представители Министерства экономического развития и торговли, Министерства по связи и информатизации, Министерства промышленности, науки и технологий и Министерства образования. По словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, организация данной конференции — это часть экспертной работы, проводимой вузом с целью идентификации наиболее серьезных проблем и выработки рекомендаций правительству по обновлению экономической политики государства.
Под «новой экономикой» понимается ряд отраслей с высоким удельным весом нематериального, человеческого капитала: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), образование, наука и интеллектуальные услуги (консалтинг). По словам Кузьминова, эти отрасли сегодня дают 8-9% ВВП и представляют собой наиболее динамичный элемент современного хозяйства. Сохранение же за Россией статуса великой державы требует увеличения доли «новой экономики» до 15-20% ВВП.
При этом наиболее ресурсоемкие задачи, такие как кадровое и инфраструктурное обеспечение, безусловно, должны решаться с участием государства. Сегодня существуют две крайности: с одной стороны, бюджетное содержание науки и образования без какой-либо связи с их эффективностью, с другой — полное неучастие государства в развитии ИКТ и интеллектуальных услуг. И то, и другое неправильно. Необходимо построить комплексную систему совместного финансирования образования и ИКТ бизнесом и государством, поддерживающую инвестиционные цепочки, которые транслируют инновации и кадры в производственный сектор.
До сих пор КПД государственных вложений в ИКТ был крайне низок: по оценке Кузьминова, примерно половина бюджетных средств, выделяемых на эти цели, затрачивается впустую. Кроме того, министерства используют современные технологии в своих собственных интересах (для автоматизации существующего порядка), а не в интересах общества (для увеличения прозрачности или сокращения штатов). С точки зрения отдачи от инвестиций в ИТ, проектирование информационных систем должно сопровождаться разработкой концепции совершенствования оргструктуры ведомств с учетом будущих, а не только текущих потребностей общества. Технологии электронного правительства должны быть объединены с административной реформой, что требует выработки соответствующих регламентов, объединения государственных информационных ресурсов и информационной открытости власти.
Рынок интеллектуальных услуг уже сейчас создает возможности для вывода ряда обслуживающих функций (финансово-бухгалтерской и информационной) за пределы госаппарата. Это позволит сократить численность госслужащих на 25-30% и получить 15%-ную экономию бюджетных средств.
Координация затрат на создание специфического программного обеспечения для бюджетных пользователей (бизнес-процессинг, обеспечение доступа к базам данных, документообороту) и обучение пользователей в различных организациях и в рамках различных программ позволит экономить средства налогоплательщиков, что является одной из немаловажных задач «Электронной России».
Что касается перманентной проблемы — совершенствования законодательной базы, регулирующей сферу ИКТ, здесь сохраняется не очень утешительная картина. Административные барьеры (сертификация, лицензирование, регистрация) избыточны, они повышают издержки предприятий и барьер входа на рынок, а иногда носят запретительный характер. Закон об ЭЦП, на который возлагались определенные надежды, спустя 9 месяцев после его принятия все еще не работает из-за отсутствия необходимых подзаконных актов. Внесенный правительством в Госдуму проект поправок к закону «О связи» оставляет нерешенными большинство таких проблем, как неэффективность модели установления тарифов на телекоммуникационные услуги, системы перекрестного субсидирования тарифов на услуги связи, антимонопольная политика в области практики присоединения сторонних операторов. Принятая же в прошлом году «Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг РФ до 2010 года» до уровня плана действий конкретизирована не была.
Эксперты ГУ ВШЭ предлагают существенно усложнить процедуру принятия нормативных актов, вводящих новые законодательные ограничения, создавать инновационную инфраструктуру на базе ведущих российских вузов, а также сформировать систему сбора и распространения информации о «лучшей практике» деятельности организаций бюджетного сектора, органов власти и предприятий, обеспечивающих наиболее быстрое распространение самых эффективных инноваций.