К 1988 году SABRE превратилась в глобальную распределительную систему, предназначенную для оказания путешественникам информационных услуг.
Так как клиенты хотели покупать все необходимое для путешествия в одном месте, системы, размещенные в туристических агентствах разных стран мира, образовывали новое поколение GDS, значительно перерастая породившие их «инвентарные» системы |
До появления SABRE в Америке использовалась система резервирования мест на базе машинно-читаемых карт и телетайпов. По данным IEEE, процедура резервирования места на рейс туда и обратно между Нью-Йорком и Буффало требовала тогда усилий 12 человек, состояла как минимум из 15 этапов и занимала до трех часов.
К 1988 году SABRE превратилась в глобальную распределительную систему (Global Distribution System, GDS), предназначенную для оказания путешественникам информационных услуг, резервирования мест и обработки транзакций. Система связывала более 30 тыс. агентов туристических бюро и 3 млн. интерактивных клиентов с 400 авиакомпаниями, 50 фирмами по прокату автомобилей, 35 тыс. отелей и десятками железнодорожных и туристических компаний, в том числе, занимающихся перегоном транспортных средств, и организаторов круизов. В 1964 году, когда была запущена систем SABRE, на борт самолетов в США поднялись в общей сложности 79 млн. пассажиров. К 1998 году это число возросло до 560 млн. человек; в частности, этому способствовала и возможность с помощью компьютеров перебирать варианты тарифов, маршрутов и рейсов.
Ричард Истман, президент компании Eastman Group, разрабатывающей программное обеспечение для туристического бизнеса, утверждает, что резервирование билетов по сети позволило авиакомпаниям развиваться, не отставая от роста спроса на их услуги со стороны бизнеса. Именно такое резервирование позволяет авиакомпаниям быстро, точно и с меньшими затратами проводить учет доступных посадочных мест, а система электронных платежей ускоряет получение денег за приобретаемые пассажирами билеты.
Однако в современных системах на базе Web пользователи с помощью персональных компьютеров могут самостоятельно искать оптимальные тарифы и в некоторых случаях напрямую связываться с поставщиками транспортных услуг. В результате спрос на дорогостоящие услуги SABRE и ее конкурентов падает, компании пытаются привести свою технологию в соответствие с современными требованиями.
На первых порах системы SABRE из American Airlines, Apollo из United Air Lines, WorldSpan из TWA и Amadeus, созданная для европейских авиакомпаний, были внутренними «инвентаризационными» системами. Они устанавливались в аэропортах и использовались для отслеживания наличия посадочных мест, номеров рейсов и получения иной оперативной информации отдельной авиакомпании. Первая версия SABRE была построена на базе мэйнфреймов ЭВМ IBM 7090. Это была одна из первых ЭВМ, полностью построенных на транзисторах. В день система могла резервировать места для 26 тыс. пассажиров; более чем в полусотне городов имелись терминалы American Airlines, подключенные к SABRE по телефонным линиям.
Специфические требования, выдвигаемые системой SABRE, подстегнули разработки в IBM операционной системы Transaction Processing Facility для работы с программами, выполняющими большое число транзакций в реальном времени. Эта операционная система и поныне является «сердцем» многих интерактивных систем.
В конце 60-х годов SABRE и ее аналоги окончательно стали уже не роскошью, а системами первой необходимости. За счет автоматизации процесса расчетов тарифов при резервировании мест снижалась стоимость. Эти системы могли выполнять комплексное управление доходностью, позволяя авиакомпаниям добиваться максимальной прибыли за счет манипуляций с ценами с учетом наличия свободных мест. В середине 70-х годов авиакомпании стали вовлекать в свой бизнес туристические агентства, а в 1980 году American Airlines объявила, что за счет размещения терминалов SABRE в различных турбюро доход компании вырос на 79 млн. долл.
После отмены государственного регулирования в конце 70-х — начале 80-х годов American Airlines стала предлагать другим авиакомпаниям «поучаствовать» в SABRE, за плату предоставляя их рейсам предпочтение при выводе на дисплей терминала. В районах, где American Airlines не конкурировала с другими авиакомпаниями, это мероприятие помогло таким авиаперевозчикам, как Delta Air Lines и Western Airlines, выступить конкурентами в борьбе за пассажиров с компанией United Air Lines с ее системой Apollo. В результате SABRE стала более привлекательной для туристических агентств, чем Apollo.
В конечном счете системы GDS превратились в гигантские предприятия, предлагающие услуги аутсорсинга, разработки нового программного обеспечения и массу других услуг для авиакомпаний и бюро путешествий, а многие авиакомпании частично или полностью отказались от собственного GDS-бизнеса. Однако главная роль систем GDS осталась прежней — это проторенный маршрут, по которому должен пройти клиент, чтобы просмотреть тарифы и заказать все необходимое для путешествия.
Web наступает
Web опередила GDS, впервые позволив клиенту и авиакомпании связываться напрямую. Иным стал деловой климат, потребовались новые технологии обработки и новые бизнес-модели. Для эффективного применения новых технологий с использованием Web и персональных компьютеров потребовалось пересмотреть методы 40-летней давности, использовавшиеся в большинстве систем GDS.
«Стратегия, построенная на использовании этих систем, — дело прошлого», — говорит Истман, добавляя: «Процесс модернизации систем 60-х годов, работавших на базе мэйнфреймов, можно считать кончиной систем GDS в том виде, к которому мы привыкли».
По его мнению, нет ничего удивительного в том, что авиакомпании избавляются от своих систем GDS со всей возможной поспешностью.
Авиакомпании и сейчас нуждаются в оперативных компьютеризированных системах резервирования и поддержки операций. При этом операторами многих таких систем выступают независимые организации, созданные авиакомпаниями или фирмами, предоставляющими услуги аутсорсинга, такими как Electronic Data Systems. Сами компании, специализирующиеся в области GDS, усердно обновляют свои базовые технологии и бизнес-модели, чтобы составить достойную конкуренцию фирмам, пытающимся сбить их цены за счет использования новых, более дешевых Web-технологий.
Успех подобных систем позволяет забыть, что базой для большинства из них, по существу, являлись системы инвентаризации, построенные во времена куда более простые, чем нынешнее. Тогда власти решали, какие города может обслуживать авиакомпания, они же регулировало тарифы. Истман напомнил, что прежде введение любой новой функции, например возможности быстрой смены маршрутов и тарифов или введение различных тарифов на одном маршруте, требовало дорогостоящей переделки программы на языке низкого уровня. Такая простая операция, как сравнение и назначение цены, на подобном языке требовала использования от четырех до 16 команд. При всем этом системы GDS отличались такой надежностью и устойчивостью, что не требовали замены до тех пор, пока подъем Web не подрезал их конкурентоспособность.
«Пока поставщик услуг контролировал процесс распространения, все необходимое выполнялось в GDS, — говорит Истман. — А когда у клиентов появилась возможность самостоятельно выбирать тариф и заказывать места через Web, прежние системы рухнули».
«Владелец сети отелей может ввести свои тарифы в SABRE или Galileo, и сотрудничающие с ним бюро путешествий тут же получат эти данные, — говорит Филипп Вольф, президент компании PhoCusWright, занимающейся консалтингом в туристическом бизнесе. — Однако он может разместить данные о ценах и наличии мест на сайтах Hotels.com или Expedia.com, и все это сразу же станет доступно пользователям домашних компьютеров во всем мире. Впервые крупные системы GDS столкнулись с серьезной конкуренцией».
А дальше что?
Системы GDS настолько крупны, так хорошо «укоренились» и приобрели такое большое значение, что не могут исчезнуть в одночасье. Но они уже не будут принадлежать авиакомпаниям или играть при них свою прежнюю роль защищенных от конкуренции систем распространения «продукции» авиакомпаний (мест на самолетах).
Вместо этого они станут независимыми экономическими объектами, обслуживающими через Web многочисленных заказчиков и поставщиков туристических услуг. Грег Мэрфи, главный технолог SABRE, убежден, что система еще не исчерпала свои возможности, она еще может использовать современные технологии и через Web работать «посредником» между поставщиками туристических услуг и их клиентами. Он утверждает, что при попытке «напрямую» обращаться в авиакомпании, включая принадлежащее самой SABRE дочернее предприятие GetThere, клиенты все равно связываются с авиакомпаниями через системы GDS.
В прошлом году Cendant, владеющая сетью мотелей и компанией по прокату автомобилей Avis Group, приобрела Galileo International.
Ранее компания Galileo отделилась от Apollo, внутренней системы распределения мест авиакомпании United Air Lines, а затем слилась с несколькими распределительными системами европейских авиалиний.
Amadeus Global Travel Distribution (Мадрид), частично принадлежащая государству, сотрудничает с компанией e-Travel, оказывающей услуги по организации путешествий корпоративным клиентам и туристическим фирмам. Она также работает с сайтом Vacation.com в оперативной сети агентов бюро путешествий.
Истман сообщил, что WorldSpan, четвертая крупная система GDS, все еще принадлежит авиакомпании, но уже выставлена на продажу.
Инвестиции в конкурентов
Большинство GDS или владеющих ими компаний делают ставки на инвестиции в конкурентов. «SABRE владеет фирмой GetThere, которая позволяет корпорациям связываться с авиакомпаниями напрямую, в обход SABRE GDS», — говорит Вольф. Аналогично Amadeus является одним из инвесторов компании ITA Software, чье программное обеспечение для расчета цен в настоящее время использует принадлежащий авиакомпании сайт Orbitz. Этот сайт является конкурентом системам расчета цен, с которыми работают GDS.
Истман предсказывает, что системы GDS будут частично вытеснены туристическими фирмами, предлагающими «пакеты оперативных интерактивных услуг», в которые входит резервирование мест на самолеты, заказ номеров в отелях и средств наземного транспорта. Такие фирмы получают большую добавочную стоимость, чем отдельно работающие отели или авиакомпании.
Даже тем, кто пытается адаптироваться, предстоит трудный путь. По словам Истмана, компания WorldSpan вовремя ухватилась за возможность стать «коммутатором», направляющим поток запросов с Web-сайтов бюро путешествий во внутренние системы резервирования авиакомпаний. Однако Вольф опасается, что ценность такого «коммутатора» резко упадет, если Orbitz сможет использовать более дешевые технологии типа Internet, чтобы предлагать прямые покупки, непосредственно в системах авиакомпаний.
«Стратегически WorldSpan поступила мудро, но она не смогла привести свою архитектуру в соответствие со спросом на Web-услуги, — говорит Вольф. — И вот результат — их обходят».
То же самое, по мнению Истмана, справедливо и в отношении многих других распределительных систем.
«Нынешняя технология, действуя в соответствии с запросами и ожиданиями нового поколения пользователей, просто разбила в пух и прах хитроумные решения конца 50-х — начала 60-х годов», — говорит он.
Основные даты
До появления SABRE в Америке использовалась система резервирования мест на базе машинно-читаемых карт и телетайпов. Система SABRE сделала воздушные перелеты более доступными для рядовых граждан, помогая им ориентироваться в тарифах и рейсах, число которых постоянно росло.
1960: установлена первая система Semi-Automatic Business Research Environment.
1976: Sabre начала работать с агентами бюро путешествий и стала подразделением корпорации AMR, владеющей контрольным пакетом акций American Airlines.
1996: Sabre Holdings вышла из AMR и стала самостоятельной, однако 83% ее собственности принадлежит American Airlines.
2000: Sabre объявила о плане реконструкции своих компьютеризированных систем резервирования с целью ускорения обработки информации о пассажирах и расширения возможностей электронной продажи билетов и электронных платежей. На реализацию проекта компания запланировала выделить 30 млн. долл.
2001: Компания Sabre Holdings продает свое аутсорсинговое предприятие и технические средства компании EDS за 3 млрд. долл. и планирует сосредоточить усилия на рынке услуг для путешественников, распространении билетов и размещении информации о резервировании.
2002: Travelocity покупает сайт «последней минуты» Site59.com.