Технологии и методики CALS/PLM позволяют создавать наукоемкие изделия быстрее, дешевле и с более высоким качеством |
Далеко не радужной оказалась картина, представшая в ходе состоявшейся в конце ноября в подмосковном городе Королеве четвертой международной конференции, посвященной технологиям и методологии информационной поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции (CALS/PLM).
Эта конференция, собравшая около 400 участников, была организована Министерством промышленности, науки и технологий РФ совместно с Научно-исследовательским центром CALS-технологий «Прикладная логистика» (головной организацией министерства, работающей в области CALS/PLM).
Эрнст Липский: «Заявления о ?лучшей в мире технике? влекут отрицательные результаты при подготовке контрактов» |
Промышленные предприятия западного постиндустриального общества стремительно осваивают технологии и методики, позволяющие создавать наукоемкие изделия быстрее, дешевле и с более высоким качеством, чем прежде. Наша промышленность снова догоняет. Однако главная беда в том, что темпы освоения нашими предприятиями новых технологий отстают от темпов развития этих технологий на Западе.
Темпы технологической гонки задают американские и западно-европейские предприятия, выполняющие заказы военных ведомств, а также заводы аэрокосмической, судостроительной, автомобильной и некоторых других машиностроительных отраслей, производящих очень сложные изделия либо работающих на очень динамичных рынках с острой конкуренцией. В эту гонку вынуждены включаться и российские предприятия, поставляющие за рубеж наукоемкую продукцию. Без электронной документации (включающей выполненные в соответствии с международными стандартами трехмерные модели) и без интегрированной логистической поддержки изделий западные заказчики не принимают всерьез сложную, наукоемкую продукцию, какими бы гениальными ни были ее создатели.
Более того, по мнению Эрнста Липского, начальника отдела компании «Рособоронэкспорт», заявления наших предприятий о том, что они производят «лучшую в мире технику», отнюдь не способствуют успеху продаж этой техники. Зарубежные заказчики не верят словам, они требуют возможности измерить характеристики и параметры изделий, как технические (в том числе параметры надежности), так и экономические — например, получить комплексную оценку стоимости жизненного цикла изделий (по сути полной стоимости владения ими). Те, кто не освоит новые технологии, скорее всего, потеряют конкурентоспособность и будут вытеснены с мировых рынков.
Липский выделил целый ряд сложных проблем, касающихся освоения российскими предприятиями технологий CALS/PLM. Среди основных — отставание по темпам развития нормативно-законодательной основы (в первую очередь подготовки стандартов и практического использования электронно-цифровой подписи), терминологическая пропасть между руководителями машиностроительных предприятий и их зарубежными заказчиками, отсутствие поддержки стандартов де-факто в области кодификации, отсутствие на предприятиях единой интегрированной информационной среды.
Другие докладчики отметили также проблемы финансирования (для освоения технологий CALS/PLM требуются немалые инвестиции), и проблемы проведения организационных изменений на предприятиях (для новых методов необходима существенная реорганизация бизнес-процессов предприятий), и проблемы кооперации в рамках разработки, производства изделий и их послепродажной поддержки (одна из причин — неравномерность освоения новых технологий различными предприятиями), и зачастую никак не координируемый «зоопарк» ИТ-систем, и многие другие.
Особого упоминания заслуживает проблема подготовки кадров. По оценкам Андрея Кутина, проректора по научной работе Московского государственного технологического университета «Станкин», стране необходимо около 500 разработчиков, примерно 50 тыс. специалистов по внедрению и 1 млн. квалифицированных пользователей технологий CALS/PLM. А между тем в соответствующем государственном реестре еще нет специальностей, связанных с информационной поддержкой жизненного цикла изделий.
Поэтому неудивительно, что значительная часть докладов конференции носила откровенно просветительский, образовательный характер: представители НИЦ CALS «Прикладная логистика» рассказали собравшимся о том, что представляют собой технологии и методы CALS/PLM в целом и что они дают. Специальная секция конференции была посвящена проблемам интегрированной логистической поддержки изделий.
Разумеется, предприятия и государственные ведомства предпринимают определенные усилия для решения перечисленных проблем. Готовится ряд серьезных изменений в ГОСТах, касающихся ЕСКД. Изменения должны отразить новые реалии эпохи электронных чертежей, технологических и эксплуатационных документов. В «Станкине» с нового учебного года начнется подготовка специалистов по CALS/PLM.
В пилотных проектах, осуществляемых под эгидой Минпромнауки РФ, технологии CALS/PLM были апробированы при создании самолета Ту-214, танка Т90С, установки залпового огня «Смерч-ВТ», системы мобильной связи «Акведук» и др.