Как Web-службы могут помочь получить быструю отдачу с минимальными инвестициями
Джон Хейгель: «При внедрении Web-службы речь в первую очередь идет о необходимости провести обыденную работу по интеграции приложений» |
Несмотря на то, что Web-службы — это относительно новые технологии, с ними, как показывает практика, уже связаны некоторые ошибочные «общепринятые представления». Так считает Джон Хейгель, независимый консультант и автор нескольких книг. Его труд, подготовленный вместе с Джоном Сили Брауном, носит название «Готовое решение: стратегии получения прибыли сейчас и гарантии роста в дальнейшем с помощью Web-служб» (Out of the Box: Strategies for Achieving Profits Today & Growth Tomorrow Through Web Services). Недавно эта книга вышла в издательстве Harvard Business School Press.
Хейгель, которому исполнилось 52 года, работал директором по стратегии компании 12 Entrepreneuring, специализирующейся на инновационных решениях в области ИТ, а до этого курировал вопросы электронной коммерции в McKinsey. Хейгель встретился с корреспондентом еженедельника Computerworld, чтобы поговорить о некоторых заблуждениях, связанных с Web-службами, и о том, как эти технологии могут помочь компаниям получить быструю отдачу с минимальными инвестициями.
Что заставило вас написать об этом книгу?
Я затронул эти вопросы в заключительной главе своей предыдущей книги «Богатство Internet» (Net Worth), опубликованной издательством Harvard Business School Press в январе 1999 года. Я писал о появившихся к тому времени стандартах, таких как XML, и о том, какое влияние они могут оказать на бизнес. Со временем я начал понимать, что потенциал Web-служб становится все больше и больше, все чаще возникают недоразумения по поводу его оценки.
Приведите пример заблуждений в отношении Web-служб, которые разделяют как руководители отделов ИТ, так и директора компаний.
Web-службы пока находятся лишь на начальной стадии своего развития, но вокруг них уже сформировались своего рода традиционные представления, которые я считаю ошибочными. Например, некоторые искренне верят, что сначала следует сосредоточиться на динамическом формировании набора приложений из коллекции базовых Web-служб. На самом деле сейчас пользователи в основном занимаются связыванием традиционных унаследованных приложений друг с другом. В этом нет ничего удивительного; обычная работа по «увязыванию» между собой существующих ресурсов, поскольку неэффективная работа современных компаний во многом объясняется отсутствием интеграции между системами. Реальное значение для бизнеса в ближайшее время будет иметь деятельность, касающаяся связывания существующих приложений друг с другом. Второе ошибочное представление заключается в том, что первоначальная интеграция осуществляется с внутренней стороны межсетевых экранов, в то время как внедрение Web-служб направлено на поддержку именно внешних операций компании, таких как связь процессов закупки и продаж с другими видами деятельности.
Кто становится первым пользователем этих технологий?
Здесь, на мой взгляд, существует два параллельных пути внедрения. Первый — через отдел ИТ, где сначала анализируют, как технология работает и каким образом она может помочь в интеграции систем. Второй путь инициируется специалистами по бизнесу, которые столкнулись с необходимостью сократить объем капиталовложений на 25-30% и считают, что сделать это им помогут Web-службы. Сейчас, как правило, Web-службы внедряются в компании по инициативе именно представителей бизнеса, а не информационных технологий.
Насколько охотно генеральные и финансовые директора компаний инвестируют в Web-службы?
Есть несколько точек зрения на эту проблему. С одной стороны, внедрение Web-служб предполагает интеграционный процесс, растягивающийся на несколько лет, а большинству руководителей компаний не нравится, если срок окупаемости превышает полгода-год. Но есть и иная точка зрения на реализацию Web-служб как средства борьбы с неэффективностью современного бизнеса. В таком аспекте Web-службы рассматриваются как способ сократить затраты на операции или обслуживание складов в течение очень короткого промежутка времени — от 6 до 12 месяцев — при весьма умеренных инвестициях, поскольку в данном случае приходится менять существующие технологии, а не существующие системы. Можно ограничиться конкретной областью деятельности и выявить самые неэффективные моменты, после чего добиться сокращения затрат за очень короткий период времени. Это весьма важный момент, учитывая, что экономическая ситуация остается весьма напряженной. В первую очередь эта деятельность должна предлагаться в качестве способа сокращения затрат. Сейчас, как представляется, есть очень мало реальных предложений, сулящих рост прибыли.
О каком объеме инвестиций идет речь?
Сложно сказать, поскольку все это существенно зависит от числа приложений и бизнес-партнеров, которых необходимо вовлечь в процесс интеграции. Как правило, инвестиции на порядок меньше, чем требуют традиционные технологии, такие как электронная передача денежных средств.
Что вы можете посоветовать руководителям компаний и ИТ-подразделений, планирующих реализовать Web-службы?
Опыт первых пользователей Web-служб весьма противоречив и разнообразен. Web-службы могут оказаться очень полезными для руководителей компаний, которые стремятся решить конкретную бизнес-задачу и хотят для этого использовать данную технологию. Но главная проблема заключается в отсутствии систематического подхода. Зачастую никто не анализирует вопрос о том, действительно ли в данной конкретной области можно добиться самых высоких результатов. Руководители бизнеса и ИТ должны вместе определить на ближайшие полгода-год приоритеты задач, стоящих перед компанией. Руководители бизнеса способны лучше оценить перспективы с точки зрения бизнеса, но ИТ-директор лучше представляет себе ограничения и возможности современных технологий.