За десять лет пройден путь от комнаты в подвале до областной инфраструктуры
Информационные киоски позволяют человеку, ищущему работу, без обращения к работникам службы занятости производить поиск в базе вакансий |
Разработка маленького города
Многократно повторяемое здесь и далее словосочетание «центр занятости» поневоле ассоциируется с тем, что еще можно увидеть в столице и в других регионах. С одной стороны, какие-то убогие полуподвальные конторы по трудоустройству, бесчисленные газеты и журналы, в названии которых фигурирует слово «работа», а еще непонятные мероприятия, называемые «ярмарками профессий», с другой стороны —бесчисленные кадровые агентства, в основном обслуживающие иностранные представительства. В результате такой анархии, даже в столице ни о какой целостной системе, образующей подобающую среду для человека, и без того находящегося в сложной ситуации поиска работы, говорить не приходится. Поразительно, но в Волгоградской области она создана и успешно функционирует. О том, какое место в общественной жизни занимают центры занятости, свидетельствует их расположение в лучшей части городов, и элегантные современные здания.
Непохожи эти центры на привычные и «изнутри»: бумаг там необходимый минимум, практически вся информация хранится в электронном виде. Глава Департамента государственной службы занятости населения по Волгоградской области Андрей Комлев по образованию — социолог, задачу свой структуры он понимает шире, чем просто трудоустройство, он видит ее как один из важнейших инструментов для управления социальными процессами в обществе.
Существенная особенность разработки — выбранная платформа. По словам Александра Шуревского, заместителя директора по программному обеспечению НТЦ АИР, еще в советские времена он и его коллеги осознали преимущества М-технологий и постреляционной модели хранения данных для определенного класса приложений. А дальше, когда они занялись программным обеспечением для систем управления процессами занятости, оставив прежние задачи оборонного характера, оказалось, что и здесь эти технологии хорошо работают и весьма нетребовательны к аппаратным ресурсам, что позволяет использовать маломощные ПК-серверы там, где, казалось бы, требуются могучие SMP-платформы, если использовать реляционные СУБД. Шуревским и его коллегами было опробовано несколько версий постреляционных СУБД, выбрана была СУБД Cache от Intersystems (скоро она станет стандартом во всех областных службах занятости). Эта СУБД очень нетребовательна к вычислительным мощностям, например в Волжском центре на 80 сотрудников достаточно иметь компьютер с процессором Celeron/600 МГц. Областной центр использует несколько серверов, из которых только один двухпроцессорный. Вообще же чисто зрительно миниатюрность серверных комнат находится в противоречии с реальным использованием информационных технологий в процессе производственной деятельности. Для России с ее скромными возможностями такая экономия чрезвычайно важна.
И еще одно, может быть, самое важное условие, — система «произрастала» снизу, она прошла путь эволюционного развития, годами отрабатывалась схема взаимодействия между поставщиком и заказчиком. Поэтому то, что сделано ими, разительно отличается от образцов систем, созданных по указаниям чиновников. Известна масса примеров, когда решением сверху назначалась платформа, выбирались типовые конфигурации, и все это насильно спускалось в регионы; к чему это приводит, ясно без комментариев.
Индустриализация службы занятости
О работе центров занятости можно сказать, что они перестали быть учреждениями, а превратились в нормальную информационную фабрику с отработанным технологическим циклом. Обрабатывается два основных потока входных данных: о вакансиях от предприятий и о предложениях от лиц, ищущих работу. Предприятиям, в основном крупным, предоставлена возможность передавать свои заявки непосредственно через сайт центра, кроме того, сотрудники центра ведут мониторинг вакансий традиционными средствами связи. Обращения ищущих работу обрабатываются согласно технологическому циклу, зарегистрированные безработные и те, кто еще не встал на учет, получают необходимые услуги, готовится отчетная и аналитическая информация. На ряде примеров работники центров демонстрировали те преимущества, которые дает им информационная система.
Система, созданная в Волжском, является распределенной, ее возможности распространены на более чем полсотни населенных пунктов по всей области. Решая проблему, как сделать систему распределенной, специалисты АИР шли от реальной ситуации, то есть учитывали отсутствие хороших каналов связи, квалифицированных специалистов на местах и скромные материальные возможности «мест».
Опора на Cache позволила им найти выход из этой сложной ситуации. Прежде всего, им удалось создать практически не нуждающиеся в обслуживании рабочие места, размещенные в районных центрах, — для подготовки «системных администраторов» достаточно двухчасового тренинга. Трафик между объектами сокращен до минимума, поэтому для связи достаточно коммутируемых каналов, причем на всю область оказывается достаточным иметь пул, состоящий всего из нескольких модемов. Этими скромными средствами связи обеспечивается автоматическая удаленная установка программного обеспечения и обновление локальных баз данных. В районах стоят очень слабые по современным понятиям компьютеры, с процессорами 80386 и 80486, из соображений простоты обслуживания они работают под управлением DOS, проводятся работы, направленные на миграцию на платформу Linux. Таким образом реализована упрощенная идеология тонкого клиента, адаптированная к местным условиям.
Одним из самых любопытных компонентов системы являются информационные киоски. Это взятые в стойку «486-е» компьютеры, снабженные упрощенной клавиатурой. Они позволяют человеку, ищущему работу, без обращения к работникам службы занятости производить поиск в базе вакансий. Киоски тоже разработаны в АИР и изготовлены на предприятиях Волжского. Они устанавливаются во всех областных центрах, начиная от главного офиса в Волгограде, где их насчитывается более десяти, до удаленных поселков. Этот вид сервиса пользуется заметным успехом, о чем свидетельствуют небольшие — по два-три человека — очереди к киоскам.