Когда будет написана история электронной коммерции, люди воздадут должное компании Amazon за то, что во многом благодаря ее достижениям электронная коммерция получила признание.

Amazon самой пришлось создавать технологии приема интерактивных заказов, координации движения товаров и обработки больших объемов электронной почты
Сейчас это кажется смешным, но вот как обрабатывались заказы в одном из самых крупных электронных розничных магазинов — Amazon.com меньше семи лет назад: заказы с данными кредитной карты принимались на одном компьютере, с которого информация записывалась на гибкий диск, затем этот диск относили на другой, отдельно стоящий компьютер. Сотрудники называли эту систему «sneaker net — сеть в кроссовках». Это делалось для того, чтобы успокоить клиентов, опасающихся, что хакеры похитят информацию об их кредитных картах.

Все это давно в прошлом. Amazon.com стала одним из лидеров электронной торговли, в 2001 году объем ее продаж составил 3 млрд. долл. Но по-прежнему она стремится исполнять свои обязательства перед клиентами, используя последние достижения технологий. Вернемся назад, в год 1995-й. Еще нет готовых средств для интерактивных продаж, нет протокола SSL для транзакций с использованием кредитных карт. Первые свои приложения Amazon создавала либо с нуля, либо сочетая существующие программные средства. Так компания открывала эру электронной коммерции, прокладывала дорогу для последователей.

Шел Кэфан, первый программист, приглашенный в Amazon.com в 1994 году, рассказывает, что то был захватывающий период в работе компании. «Мы перепробовали множество вариантов, большинство из которых не приживались, — вспоминает Кэфан. — Приживались, как правило, самые успешные».

История первопроходцев

Лори Орлов, аналитик компании Forrester Research, считает, что сегодня смелые находки и технологические новшества Amazon.com стали отраслевым стандартом не только при совершении сделок между предприятием и потребителем, но и между самими предприятиями. «Во многих отношениях компания Amazon стояла у истоков ориентированных на потребителя торговых операций, осуществляемых через виртуальные электронные сети, — говорит Марио Морино, основатель Morino Institute, некоммерческой организации, созданной в 1994 году для изучения проблем новой экономики и воздействия Сети на общество. — Многие забыли, что электронные торговые контакты стали реальностью еще в середине 70-х годов, а может быть, и раньше. Однако до Amazon не существовало той основы для электронных торговых операций с потребителями, которую могли взять за основу ее последователи».

В 1994 году, когда Джефф Безос основал Amazon, основу технического парка компании составляли несколько рабочих станций Sun
В Amazon.com первыми начали использовать технологии, суть которых состояла в изучении совершаемых клиентом покупок, с тем чтобы впоследствии предлагать ему приобрести товар, который купили люди с аналогичным набором покупок. Образцом технологии совершения интерактивных покупок в электронной коммерции стала и методика заказа one-click — «одним щелчком мыши».

«Amazon всегда было присуще стремление сделать свои услуги как можно более удобными для клиентов и задействовать все возможности компьютеров для анализа имеющейся информации, чтобы предложить клиенту именно те товары, которыми он скорей всего заинтересуется», — говорит Кэфан.

Поскольку Amazon осваивала совершенно новые «виртуальные угодья», ей в основном самой пришлось создавать технологии приема интерактивных заказов, координации движения товаров и обработки больших объемов электронной почты. Пол Бартон-Дэвис, еще один из первых программистов Amazon, вспоминает, что самой значительной идеей компании была концепция приложений для управления запасами товаров по принципу almost-in-time («почти вовремя») в противоположность принципу just-in-time («точно вовремя»), требующему, чтобы компания всегда имела в наличии необходимый объем товаров.

«Мы тогда шутили, что могли бы взять себе девиз ?На складе нет, но для вас достанем мгновенно?, — рассказывает Бартон-Дэвис. — В то время не было программного обеспечения, которое поддерживало бы такую модель управления товарными запасами. И хотя сейчас на складах Amazon всегда лежат тысячи наименований товаров, от управления по принципу ?почти вовремя? компания никогда не отказывалась».

И сегодня Amazon развивает свои ИТ-стратегии, расширяя технологические альянсы и заключая партнерские соглашения с предприятиями розничной торговли, которым не достает возможностей Amazon в обработке заказов, распространении товаров и службе работы с покупателями.

Пролог

В 1994 году, когда Джефф Безос основал Amazon, основу технического парка компании составляли несколько рабочих станций Sun Microsystems. Программисты Кэфан и Бартон-Дэвис принялись за написание программ для работы с Web-страницами и формирование базы данных, в которую они со временем занесли миллион заголовков книг, взятых из баз данных библиотеки конгресса Books in Print («Книги в продаже»). В июле 1995 года компания открыла свой торговый Web-сайт.

По словам Кэфана, Amazon взяла на вооружение коммерческие и свободно распространяемые СУБД и программное обеспечение HTTP-серверов. Многие инструменты программирования брались из свободно распространяемых средств.

К 1997 году огромная база данных объемом в миллион записей уже работала на серверах Alpha корпорации Digital Equipment. Приложения по-прежнему разрабатывались своими руками. Но к началу 2000 года понадобилось нарастить средства управления данными, чтобы охватить 100 отдельных «экземпляров» баз данных, работающих на серверах Compaq/Digital, Hewlett-Packard и Sun и содержащих терабайты данных. ИТ-служба пришла к выводу о необходимости перестройки информационной инфраструктуры ИТ и подъеме ее до уровня корпоративной системы.

В течение следующих девяти месяцев Amazon вызывала ажиотаж на ИТ-рынке, истратив 200 млн. долл. (11% от объема своих продаж), на новые приложения от компаний E.piphany, HP, Manugistics и Oracle. Кроме того, Amazon заключила сделки с Excelon на ПО для интеграции предприятий и с SAS Institute на приложения для добычи и анализа данных.

Но главные для Amazon приложения — программы для персонализации и для контактов с клиентов — в основном были написаны программистами компании в конце 90-х. Программы персонализации распознают клиента, возвращающегося на сайт компании, и рекомендуют ему товары, основываясь на анализе его предыдущих покупок. Наличие такой технологии привело к тому, что Amazon оказалась обладателем одного из самых больших интеллектуальных приложений для бизнеса.

В рамках преобразования своей инфраструктуры в мае 2000 года Amazon подписала договор с HP на поставку серверов, на оказание информационных услуг и услуг хранения данных, чтобы справиться с проблемами масштабируемости и управления сетями распространения и снабжения. RISC-серверы от Sun Microsystems и Compaq были заменены компьютерами HP, работающими под управлением ОС Linux. Аналитик из IDC Альберт Пэнг говорит, что компания одной из первых внедрила Oracle9i. На ранних стадиях она устанавливала новые варианты Linux. Компания первой испытывала возможности новых продуктов и технологий.

К октябрю 2001 года, когда в основном корпоративная ИТ-инфраструктура была уже создана, Amazon потратила за квартал только 54 млн. долл. на системы, новые разработки и консалтинг, то есть на 24% меньше, чем в том же квартале годом раньше. В докладе для американской Комиссии по ценным бумагам и биржам компания сообщила, что смогла сэкономить средства за счет перевода своего ПО на платформу Linux. А в следующем квартале компания зарегистрировала прибыль, впервые с тех пор, как в мае 1997 года стала публичной.

Начало взрывного роста

С 1997-го по 2000 год росли объемы продаж и популярность компании Amazon, но прибыль оставалась все такой же недостижимой. И когда в конце 2000 года на электронной коммерции, казалось, уже поставили крест, а баланс все еще оставался отрицательным, Amazon заключила соглашение о партнерстве с традиционными магазинами для применения у них своих технологических наработок. В тот год Amazon организовала группу предоставления услуг по использованию платформ и начала заключать договоры аутсорсинга на создание технологических служб и служб работы с покупателями. Компании, занимающиеся розничной торговлей, такие как Toys R Us, стали использовать для организации собственных интерактивных продаж разработанные в Amazon технологии и инструментарии продвижения товаров. Позднее Amazon объявила о заключении аналогичных соглашений с Borders Group, Circuit City Stores и другими компаниями.

«Сотрудничество с Amazon позволяет организациям наподобие нашей выбирать варианты более рационального инвестирования в ИТ», — сказал Боб Эдингтон из книготорговой компании Borders. По условиям соглашения Borders отдала заботы о своем Web-сайте на внешнее сопровождение, став вторым клиентом компании Amazon. Эддингтон уверен: «Amazon стала тем, что есть, потому что хорошо работает с покупателями».

Когда в Borders осознали, что основное внимание им следует уделять собственно книготорговле, а не созданию системы электронной коммерции, Amazon получила больше возможностей работать над программным обеспечением и организацией бизнес-процессов, не растрачивая силы на «мелочные» хлопоты о книгах, видеокассетах и DVD. Некоторые утверждают, что ключом к будущему Amazon являются ее технологические наработки.

Сегодня еще несколько компаний предлагают средства персонализации и обслуживания онлайновых покупок, но им крайне сложно составить конкуренцию созданному в Amazon пакету, сочетающему технологии с огромным объемом накопленных данных. «Другие компании могут соперничать с Amazon по части технологий, но такого объема информации о покупателях нет ни в одной фирме. Собрать ее быстро не удастся никому», — говорит Пэнг.


Основные вехи

Amazon всегда было присуще стремление сделать свои услуги как можно более удобными для клиентов и задействовать все возможности компьютеров для анализа имеющейся информации, чтобы предложить клиенту именно те товары, которыми он скорее всего заинтересуется.

1994: Джефф Безос основывает Amazon.com и нанимает Шела Кэфана.

Июль 1995: Amazon выпускает собственную базу данных и приложения.

Май 1997: Amazon.com выходит на биржу.

Январь 2000: Amazon включается в девятимесячный тур закупок новых приложений, баз данных и средств поддержки на сумму 200 млн. долл.

Май 2000: Amazon подписывает соглашение с Hewlett-Packard на поддержку серверов, услуги хранения и информационные услуги.

Сентябрь 2000: Amazon объявляет о своем первом соглашении на поддержку Web-операций с компанией Toys R Us.

Апрель 2001: Amazon объявляет о заключении соглашения на поддержку Web-операций с книготорговой компанией Borders.

Декабрь 2001: Amazon впервые с того момента, как стала публичной компанией, объявляет о получении прибыли.