Эксперты сомневаются в перспективах электронных закупок, осуществляемых через порталы
Конкуренция на рынке «нестратегических» товаров уже настолько высока, что добиться приемлемой цены могут только те клиенты, которые приобретают большие партии товаров |
Комментарии Тима Манро по этому вопросу были подготовлены в тот момент, когда правительство взвешивало все плюсы и минусы использования системы электронных закупок GoProcure.
Манро — сопредседатель форума, где освещаются вопросы, связанные со снабжением и закупками в организациях, работающих в самых разных отраслях, в том числе и в государственном секторе.
Предполагаемая экономия от консолидации закупок госучреждений и преимущества, которые дает статус предпочтительного поставщика, по словам Манро, зачастую иллюзорны. «Конкуренция на рынке «нестратегических» товаров (таких, как канцелярские принадлежности и мебель) уже настолько высока, что добиться приемлемой закупочной цены могут только те клиенты, которые приобретают большие партии товаров», — считает он.
При покупке через портал оператор этого портала «стрижет купоны», сводя на нет какие-либо преимущества в цене. В подобной среде, как заметил Манро, шанс сформировать надежные связи между конкретным поставщиком и покупателем уменьшается. Между тем персонифицированные связи между клиентом и поставщиком должны возникать лишь тогда, когда товары доставлены. Только это способствует формированию таких отношений.
Порталы, как утверждается, должны помочь анализировать предпочтения при покупках как для поставщика, так и для клиента, но подобный анализ, по мнению Манро, каждый из них может провести сам после нескольких сделок с различными партнерами.
Возможность контролировать «нерациональное расходование средств» за счет проведения сделок через портал только с поставщиками из утвержденного списка — еще одно преимущество электронных закупок через портал. Но опять-таки, как подчеркнул Манро, каждой отдельной закупочной организации не так уж сложно самой контролировать деятельность своих сотрудников, в частности, за счет использования простого Web-интерфейса, позволяющего взаимодействовать только с отобранными поставщиками.
Те «снабженческие» порталы, которые довелось видеть в работе Манро, по его словам, работают неплохо просто потому, что они — порталы и построены на базе аукционной модели (например, SouthFresh, специализирующийся на продаже рыбы, или Woolnet, торгующий шерстью). Здесь покупатели получают возможность влиять на цену в реальном времени, конкурируя друг с другом.