Уже больше двух месяцев прошло с того момента, как IBM объявила о покупке за 3,5 млрд. долл. компании PwC Consulting. Хотя отзывы на это событие были в основном позитивными, многие клиенты выражают опасение, что IBM удастся вполне успешно интегрировать PwC Consulting в свою корпоративную структуру.
Джефф Каплан — глава консультационной компании THINKstrategies. Электронную почту ему можно направлять по адресу jkaplan @ thinkstrategies. com |
Объявление о сделке с PwC прозвучало в третью годовщину приобретения корпорацией Lucent Technologies компании International Network Services (INS) — крупнейшей на тот момент независимой консультационной компании в мире коммуникаций. После того как руководство Lucent сообщило о планируемой сделке, все ожидали, что отныне корпорации будет отводиться роль «IBM в телекоммуникационной отрасли». Однако по прошествии трех лет выяснилось, что Lucent готова продать то, что осталось от INS, буквально за пару центов на каждый вложенный в нее доллар.
Сегодня IBM платит на 200 млн. долл. меньше, чем Lucent заплатила за INS три года тому назад, и получает при этом в десять раз большее число людей, более мощный интеллектуальный потенциал, клиентскую базу и еще большую мировую известность. Лично я полагаю, что IBM извлечет из приобретения PwC Consulting гораздо более весомые дивиденды.
Немногие знают о том, что вот уже на протяжении ряда лет IBM успешно переманивает к себе консультантов из «большой пятерки» аудиторских фирм. Если в свое время большой части профессионалов из PwC Consulting вряд ли пришлась по душе идея перехода под крыло HP в эпоху расцвета Internet, то пережившим период стремительного крушения Internet и глубокого кризиса аудиторской отрасли относительная стабильность IBM представляется, пожалуй, самым надежным на сегодняшний день убежищем.
Интересно, что после 30 июня корпорация IBM уже уволила более 15 тыс. работников подразделения IBM Global Services, что составляет около 5% общего числа сотрудников компании. Учитывая продолжающийся экономический спад и повсеместное сокращение расходов на ИТ, чем можно объяснить прием на работу 30 тыс. консультантов PwC?
А ведь на самом деле все очень просто. Информационные и коммуникационные технологии больше не относятся к категории чисто технических вопросов, они оказывают самое непосредственное влияние на бизнес компаний. Вместо сокращений LAN и VPN в разговорах ИТ-менеджеров и поставщиков все чаще звучат аббревиатуры ROI и TCO. Производители, которые не могут сформулировать достоинства своих продуктов и услуг в терминах, понятных представителям бизнеса, и интегрировать новые технологии в бизнес-процессы клиентов, обречены на неудачу.
Возможно, кому-то данная мысль покажется уже избитой, но тем не менее должен повторить, что изменения, происходящие в IBM, лишь подтверждают конец эры, в течение которой технологии управляли бизнесом. Теперь бизнес диктует спрос на технологии. Многие ИТ-менеджеры рассматривают это как необходимость более эффективного приложения технологий к реальным потребностям бизнеса.
Уверен, в ближайшее время и другие производители начнут вкладывать деньги в консультационные фирмы и сервисные организации. Только таким образом они смогут упрочить свое положение на рынке и сохранить клиентскую базу. Неприятным следствием этой тенденции станет объективное попадание ИТ-консультантов в зависимость от производителей. Менеджеры, общающиеся с консультантом, нанятым каким-то производителем, наверняка захотят сначала убедиться в его объективности и готовности предлагать решения от разных поставщиков. Только такая позиция консультанта может считаться свидетельством его действительной искренности и возможности достижения успеха в долгосрочной перспективе.