Ежегодное пятое совещание IntRus 2002
Провайдеры Zenon NSP — «Контакт» и группа компаний «Стек» провели пятое совещание IntRus 2002, которое было посвящено вопросам широкополосного доступа к Internet в России. Основной проблемой практически все называли отсутствие платежеспособного спроса на высокоскоростную передачу данных.
При этом спрос практически не ограничивается качеством линий связи или даже их ценой, поскольку и то и другое становится приемлемым при использовании домашних или офисных сетей с подключением к Internet по технологии xDSL.
Иван Пашкевич, менеджер представительства Microsoft по работе с Internet-провайдерами, предположил, что причиной недостаточного развития широкополосного доступа является отсутствие предложения такого рода услуг, которые, с одной стороны, требуют большой полосы пропускания, а с другой — отвечают потребностям бизнеса или развлечения домашних пользователей. Тот, кто первым придумает и внедрит подобные услуги сегодня, завтра станет недосягаем для конкурентов.
Возможности
Предпосылки для создания широкополосных услуг уже есть, это наличие широких каналов, высокопроизводительных маршрутизаторов, многофункциональных биллинговых систем и мультисервисных сетей доступа. В частности, представители компании Telia рассказали о совместном с «Ростелекомом» строительстве Балтийской кабельной сети, первый этап которого должен быть завершен к концу этого года. В рамках данного проекта прокладываются волоконно-оптические линии связи от Хельсинки до Кингисеппа, а также модернизируются каналы «Ростелекома» от Кингисеппа до Москвы с использованием оборудования DWDM. В результате у Telia появляется 40 дополнительных каналов STM-16 (2,4 Гбит/с), ведущих за пределы России.
Однако одних широких каналов для предоставления высокоскоростных служб недостаточно; нужно построить сеть передачи и распределения данных, которая могла бы обрабатывать большие потоки данных и эффективно управлять ими, обеспечивая работу самых разнообразных протоколов. В частности, это относится и к появляющимся сетям городского масштаба (Metropolitan Area Network, MAN). Такие сети необходимо строить не столько для подключения домашних сетей к «большому» Internet, сколько для локальной передачи данных. Например, по данным компании «Госком», которая построила свою сеть MAN в Москве, каждый пользователь получает из Internet в среднем около 250 Мбайт ежемесячно, в то время как из локальной сети может загрузить несколько сотен гигабайт.
Службы для бизнеса
По мнению Пашкевича, основной широкополосной услугой для компаний является аренда приложений (Application Service Providing, ASP). Собственно, Microsoft планирует сделать аренду программного обеспечения основным каналом его продаж. Приложений для такой схемы продаж еще нет; они начнут появляться только в этом году, после выпуска платформы для них — Windows .Net. Тем не менее Microsoft уже выстраивает новый канал продаж в лице ASP-операторов. В России официально выдано пять сертификатов — их список можно найти на сервере Microsoft. Все остальные либо работают без разрешения, либо представляют интересы иностранных ASP-провайдеров.
Службы для частных пользователей
Частные пользователи подключаются к Internet на больших скоростях через районные сети. Если владелец такой сети не реализует широкополосных услуг, за него это делают сами пользователи, которые открывают для внутренней сети музыкальные и видеозаписи. Доступ к ним, как правило, не оптимизирован и может перегрузить сеть. При этом такие пользователи часто нарушают авторские права и по закону должны быть отключены. Впрочем, пользователей районных и домашних сетей и без того не очень много (около 5% общего числа квартир), поэтому провайдерам приходится мириться с такой ситуацией. Тем не менее отсутствие легальных мультимедийных услуг снижает привлекательность самого подключения. Проблема осложняется еще и отсутствием производителей подобных служб, которые сотрудничали бы с Internet-провайдерами.
Впрочем, и само информационное наполнение российского сегмента World Wide Web в основном создано во время Internet-бума. Сейчас новых проектов не появляется, а старые постепенно прекращают свое существование, да и к тому же лишь малая их часть была рассчитана на высокоскоростное подключение. На новые бесплатные службы денег уже нет, а платные, по мнению большинства провайдеров, не обретут должной популярности. И все же современным провайдерам придется заняться созданием новых широкополосных услуг, иначе они будут вытеснены с рынка традиционными операторами.