Компании Royal Philips Electronics и Sony на днях объявили о подписании партнерского соглашения с целью разработки технологии радиочастотной идентификации. Эта технология должна стать стандартом для систем мобильной оплаты и использоваться в различных бытовых электронных устройствах с малым радиусом действия, а также в мобильных и карманных компьютерах.
Руководство обеих корпораций считает, что RFID-устройство (radio frequency identification, RFID), которые они назвали Near Field Communications (NFC), вероятно, потеснит на рынке конкурирующую систему ближней связи Bluetooth, которая, хотя и заслужила признание производителей мобильных телефонов и компьютеров, не может претендовать на звание широко применяемой технологии.
Джереми Кохен, представитель компании Royal Philips, заметил, что если обе компании смогут выйти на уровень массового производства, то им удастся предложить устройства NFC стоимостью несколько центов, а не долларов, как устройства Bluetooth.
Вместе с устройством RFID предлагается миниатюрный передатчик в виде небольшого брелка, который можно подвесить к связке ключей, смарт-карте или к сотовому телефону. Эти микросхемы работают в радиусе от 4,5 м до почти километра, и информация с них считывается устройством, устанавливаемым в терминал банкомата.
В качестве примера последнего можно привести Speedpass компании ExxonMobil, которое устанавливается в газовую колонку. Микросхемы RFID также имеют встроенные модули памяти емкостью от 64 Кбайт до 1 Мбайт, где можно хранить такую информацию, как данные электронного бумажника, необходимые для мобильной коммерции.
Микросхемы Philips/Sony RFID будут работать в диапазоне частот 13,56 МГц, на применение которого не требуется лицензия. Сейчас ExxonMobil использует полосу 134 КГц, но анализирует возможность работы в полосе 13,56 МГц. Системы Bluetooth действуют в радиусе не более 1 м и в нелицензируемой полосе частот 2,4 ГГц (в той же, которую используют локальные сети) и могут поддерживать голосовую связь. Микросхемы RFID на голосовую связь не рассчитаны.
В последнем отчете компании Gartner говорится, что современные RFID могли бы стоить от 28 центов за одноразовые микросхемы до 20 долл. за сверхнадежные приемопередатчики, способные работать в агрессивных средах. Но согласно прогнозам специалистов Gartner, пассивные брелки RFID могли бы продаваться не более чем за десять центов.
Уильям Кларск, аналитик технологии Bluetooth компании Gartner, подчеркнул, что наборы микросхем Bluetooth стоят около 5 долл. каждый. Он считает, что оценки Sony/Philips, согласно которым цена микросхем RFID будет измеряться центами, несколько преувеличены. Однако, по его словам, если совместное предприятие Sony/Philips сможет добиться экономии за счет массового производства и убедить производителей поддерживать открытый стандарт NFC, то «RFID станет серьезным конкурентом разрекламированному стандарту Bluetooth и соответствующей отрасли».
Джо Шоинард, вице-президент Visa и сопрезидент форума Mobile Payments Forum, в состав которого входят American Express, MasterCard International, Visa и токийская компания JCB, сказал, что члены форума не намерены оставаться безучастными к борьбе технологий оплаты.
«Мы не привязаны к конкретным устройствам, — заметил Шоинард. — Существует несколько технологий, которые могли бы стимулировать снижение цен на рынке мобильной оплаты. Но, насколько можно понять, пока победитель не назван». Форум, по словам Шоинарда, работает над созданием стандартов, которые будут поддерживать все виды технологий мобильной оплаты.