Сотрудничество и конкуренция ИТ-отраслей Индии и Китая
Жу Ронжи: «Общепризнано, что Индия занимает ведущие позиции в области экспорта программного обеспечения, в то время как Китай лидирует в секторе производства оборудования. Объединив свои усилия, мы можем стать номером один в мире» |
Непосредственным участником этого движения стал даже премьер-министр Китая Жу Ронжи. Во время посещения компании Infosys Technologies, специализирующейся на предоставлении программных услуг, он сказал о развитии азиатских рынков буквально следующее: «Общепризнано, что Индия занимает ведущие позиции в области экспорта программного обеспечения, в то время как Китай лидирует в секторе производства оборудования. Объединив свои усилия, мы можем стать номером один в мире».
За прошлый год целый ряд официальных китайских делегаций уже посетили представителей индийской программной отрасли, предложив им перенести свою деятельность в Китай. Компания Huawei Technologies, предоставляющая сетевые услуги, стала первой китайской компанией, открывшей в 1999 году в Индии центр разработки программного обеспечения. В марте руководство компании объявило о расширении до конца текущего года штата сотрудников подразделения Huawei India с 500 до 850 человек и об инвестициях в центр 30 млн. долл.
В ближайшие три года планируется довести число сотрудников до 2 тыс. человек. Помимо проектирования ПО непосредственно внутри подразделения, в прошлом году были подписаны контракты на разработку программного обеспечения с рядом индийских фирм. Сумма этих контрактов составляет 4 млн. долл.
Индийские предприниматели также не прочь начать «освоение» Китая.
Руководство Satyam Computer Services объявило о намерении открыть центр разработки в Шанхае. Компания NIIT, специализирующаяся на программных услугах и обучении, намерена создать в течение года в Китае более 100 обучающих центров. Впервые обучающие программы NIIT появились в Китае в мае 1997 года. Они использовались в рамках развертывания сети производства ПО по всей территории страны. Однако сотрудники NIIT довольно быстро обнаружили, что, несмотря на наличие очень талантливых китайских программистов и относительно низкую по сравнению с Индией стоимость реализации китайских проектов, многим разработчикам не хватает опыта в решении сложных задач. Вряд ли они имеют достаточное представление о технологиях управления проектами, которые являются основой консультационного бизнеса NIIT.
Некоторые другие индийские компьютерные компании также установили тесные связи с Китаем. Однако представители Индии проявляют пока осторожность. Ведь если они откроют центры разработки в Китае и обучат китайских инженеров всем премудростям программирования, то тем самым собственными руками вырастят себе конкурентов на глобальном рынке программных услуг.
«Индийские разработчики не заинтересованы сегодня в обучении китайских специалистов, — отметил старший аналитик компании Gartner India Равиндра Датар. — Ведь если посмотреть на вещи с точки зрения долгосрочных перспектив, они фактически рубят сук, на котором сидят. Вместо того чтобы открывать центры разработки в Китае и обучать китайских специалистов, индийским поставщикам следует задуматься о подписании соглашений с китайскими компаниями, выпускающими оборудование. Это позволит предложить совместные решения клиентам как на китайском, так и на глобальном мировом рынке».
«Реальные выгоды можно получить не за счет дешевой китайской рабочей силы, а за счет организации продаж в Китае, — считает консультант из Гонконга Матей Михалка. — Не думаю, что Китай в этом отношении дешевле Индии. Городские центры здесь достаточно дороги».
Индийские компании, занимающиеся распространением программных услуг, могут попытаться извлечь преимущества из экономического роста, который составляет в Китае сегодня 7-8% в год.
«Вступление Китая в ВТО открывает доступ к финансовым рынкам, — подчеркнул Михалка. — А ведь Индия традиционно поддерживает прочные партнерские отношения с деловыми кругами именно в этом секторе».
Китай как рынок программных услуг пока не фигурирует в первоочередных планах большинства индийских компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения.
«Сегодня перед нами открывается масса неиспользованных возможностей в США и Европе, а доходы и уровень финансовой отдачи на этих рынках гораздо выше, чем в Китае и Юго-Восточной Азии», — пояснил директор компании Sonata Software Бианна Рамасвами.
Пока индийские компании сотрудничают с отдельными мелкими китайскими фирмами, начать широкомасштабное освоение китайского рынка им совсем непросто. Здесь возникает множество языковых и культурных барьеров. Китайские клиенты тоже не горят желанием отдавать деньги за программные услуги. Единственным выходом в данной ситуации представляется создание совместных предприятий с организациями, производящими оборудование, например, с компанией Legend Holdings, которая готова устанавливать индийские программные службы на свои аппаратные средства. «Будет ли компания, подобная Legend, согласно данному сценарию ?высасывать? ноу-хау из своих индийских партнеров? — вопрошает Михалка. — Возможно».
Впрочем, опасения относительно того, что Китай захочет покорить Индию на новом витке программных услуг, явно преувеличены. «Китай, конечно, может представлять угрозу для Индии, но я убежден, что Индия вполне способна противопоставить экспансии свои собственные ресурсы, — заявил президент ассоциации NASSCOM Киран Карник. — Индия, имея специалистов с мощным и опытным англоязычным потенциалом, по крайней мере, на пять лет опережает Китай на рынке программного обеспечения и услуг. Экспорт китайского ПО приближается к миллиарду долларов, в то время как Индия в 2002 финансовом году поставила в другие страны ПО на сумму почти в 8 млрд. долл.»
Индийские компании, выпускающие программное обеспечение, идут впереди как по качеству услуг, так и по зрелости своих процедур. На сегодняшний день уже 32 организации соответствуют требованиям пятого уровня модели Capability Maturity Model (CMM). В отличие от этого в Китае лишь несколько компаний достигли третьего уровня. Исключение составляют два китайских филиала корпорации Motorola. Они относятся к пятому уровню.
Впрочем, представителей компании Satyam ничуть не беспокоят потенциальные китайские конкуренты. «Конкуренция, безусловно, будет присутствовать, но когда это время наступит, мы надеемся успешно решить все стоящие перед нами задачи», — заметил вице-президент Satyam Самага Лакшми Нарайан.
В области ИТ между Индией и Китаем, безусловно, открывается очень широкий простор для сотрудничества, но тем не менее индийские компании, занимающиеся созданием программного обеспечения, не слишком охотно идут в Китай.
«Мы вовсе не прочь наладить продажи своей продукции в Китае, но соседи в первую очередь хотят заполучить наше ноу-хау и ликвидировать отрыв Индии, — заявил директор одной из крупнейших индийских компаний, пожелавший остаться неизвестным. — Конфликт интересов является, пожалуй, самым серьезным препятствием на пути дальнейшего расширения контактов индийских и китайских компаний в области программных услуг».