Определение
CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support) — непрерывное интегрированное информационное обеспечение участников жизненного цикла изделия данными об изделиях, связанными с ними процессами и средой преимущественно в электронном виде.
Большое разнообразие смыслов, вкладываемых в термин CALS и его многочисленных синонимов, размытость областей применения этой бизнес-стратегии существенно мешает ее правильному пониманию и использованию как в машиностроении, так и в ИТ-бизнесе. Этому способствовала и быстрая эволюция бизнес-стратегии CALS за короткий период ее существования.
Прежде всего, CALS — бизнес-стратегия интеграции информационных процессов между участниками жизненного цикла изделия (заказчиков, разработчиков, производителей, поставщиков, эксплуатационных, обслуживающих и ремонтных предприятий, предприятий по утилизации) с целью обеспечить их необходимыми для бизнеса данными об изделии и связанными с ним процессами и средой. Несмотря на наличие слова Support в названии CALS — это именно обеспечение, а не поддержка. И для систем интегрированной логистической поддержки жизненного цикла изделий, и для создателей изделий с переходом на электронное проектирование CALS становится неотъемлемой системообразующей частью обеспечения работ.
CALS-идеология
CALS-идеологию составляет набор принципов, основанный на достижениях ИТ:
- представление, обработка, обмен и управление данными в электронном виде;
- многократное использование данных с минимальными изменениями и затратами;
- оптимизация и унификация способов представления, обработки и передачи данных об изделии, процессах, среде;
- интеграция и оптимизация информационного взаимодействия всех участников жизненного цикла изделия.
Воплощением CALS-идеологии являются CALS-стандарты, регламентирующие правила представления информации и информационного взаимодействия участников жизненного цикла изделия.
Единое информационное пространство (ЕИП) — технологическая среда, обеспечивающая информационное взаимодействие участников жизненного цикла изделия. Включает инфраструктуру, средства и протоколы взаимодействия.
Электронное описание изделия (ЭОИ) — ключевое звено CALS, база данных об изделии. В отличие от разрозненного представления данных об изделии в конструкторских, технологических АСУ, ERP, MRP и других системах, решающих частные задачи основной деятельности предприятий, ЭОИ объединяет и систематизирует эти данные. На основе ЭОИ создаются различные частные производные (конструкторско-технологическая спецификация, эксплуатационная документация и т.д.). ЭОИ описывает не только изделие, но и сопряженную с ним среду — инструменты, приспособления, оснастку, технологическое оборудование, системы обеспечения эксплуатации изделия и т.д.
CALS-технологии
CALS-технологии — это общее название организационных, информационных и прикладных формализованных технологий, обеспечивающих создание и управление CALS-системой.
- Технология описания бизнес-процессов на различных этапах жизненного цикла изделия. Наибольший интерес представляют этапы проектирования, создания, модернизации наукоемких изделий в силу их высочайшей сложности и огромного потенциала для оптимизации.
- Технология сквозной обработки прикладных данных в информационной системе - создание и выбор стандартов представления ЭОИ, способов и программно-технических средств описания, подготовки, обработки, передачи и управления данными, разработка прикладных протоколов взаимодействия программных компонентов CALS.
- Технология создания ЭОИ - описание процессов создания виртуальных изделий, процессов, среды.
- Технология информационного взаимодействия функциональных групп пользователей - реализация технологии в заданной программно-технической среде с учетом технологий сквозной обработки прикладных данных и создания ЭОИ.
- Технология управления целевыми и CALS-проектами. Многократно возросшая за последние десятилетия сложность целевых проектов, плюс создание изделия через его электронное описание требует обязательного перехода на автоматизированную систему формализованного управления целевыми и CALS-проектами.
CALS-системы
Под CALS-системой понимают автоматизированную систему управления, которая интегрирует информационные процессы в ЕИП и управляет интегрированным информационным обеспечением участников жизненного цикла изделия. Различают два вида CALS-систем.
CALS-система предприятия. Обеспечивает создание единой интегрированной системы управления унифицированным созданием и использованием конструкторской, технологической, производственной информации по всем видам изделий, а также интеграцию с внешними ИТ-системами.
CALS-система виртуального предприятия. Обеспечивает интеграцию и управление информационными процессами при решении задач корпоративного, отраслевого, межотраслевого, межгосударственного сотрудничества. К таким системам относятся средства категории PLM, или системы для проектов совместной разработки и создания изделия.
Несмотря на общность CALS-идеологии, задачи для этих видов CALS-систем весьма различны, поэтому подходы, проектные решения и модели управления также будут разными.
Важно отметить, что с точки зрения управления бизнесом CALS-система является системой управления данными об изделии, причем не в узком смысле, как ее часто преподносят поставщики программных средств PDM и PLM, а так, как это определено в ГОСТ 34.003-90, — автоматизированной системой, включающей все необходимые виды обеспечения.
Михаил Головко — независимый консультант по CALS-технологиям. С автором можно связаться по электронной почте: MGolovko@yandex.ru
Плюсы и минусы
+
- позволяет эффективно управлять очень сложными проектами с высокой долей параллельных работ
- существенно сокращает время цикла разработки и вывода новых изделий на рынок
- снижает себестоимость продукции со значительным повышением ее качества, упрощая подготовку предприятий и изделий к сертификации
- улучшает управление и контроль над бизнес-процессами предприятия, их оптимизацию в сложных проектах
- обеспечивает прямую реализацию современных требований качества
- обеспечивает высокую эффективность и снижение совокупной стоимости ИТ
-
- требует от руководства стратегического мышления, готовности к реорганизации бизнеса, понимания не сервисной, а бизнес-роли ИТ
- усложняет целевые проекты и требует от руководства и пользователей определенной ИТ-культуры
- требует системной организации работ
- требует создания выделенного CALS-подразделения