Накопив богатый опыт в качестве поставщиков ОЕМ-продукции для ведущих мировых ИТ-корпораций и постепенно переходя к экспорту под собственными торговыми марками, тайваньские компании вступают в новую фазу развития.
Читая публикации последних лет об отношениях Китая и Тайваня, нетрудно прийти к выводу, что отношения эти далеко не просты. Особенно в политической сфере. Если экстраполировать эти факты на мировой опыт, можно подумать, что столь же сложны и их связи в сфере экономики. Побывав на Тайване, убеждаешься, что это так и не так одновременно.
Действительно, правительство острова пристально следит за экспортом капиталов в континентальный Китай, давая разрешения на открытия там предприятий по каждому, даже весьма мелкому виду изделий. Один из последних примеров тому в ИТ-сфере — выдача разрешения на строительство фабрик по производству блоков задней подсветки для ЖК-мониторов, которое было дано в середине декабря прошлого года. А первые такие блоки тайваньская фирма CPT выпустила на китайской территории уже в середине апреля, то есть всего четыре месяца спустя. Ее примеру последовали еще три компании. Поневоле хочется верить в слова тайваньского гида, на вопрос: «Кто же принимает решения на Тайване?» вполне серьезно ответившего: «Народ!». Понимая под «народом» часть трудового населения — владельцев фирм, экономически, а зачастую и родственно тесно связанных друг с другом на этом небольшом острове, можно вполне поверить в полное торжество экономической целесообразности над политическими дрязгами в этом регионе земного шара.
В пользу такого вывода говорят и беседы с тайваньскими менеджерами, которые ни разу не указали в качестве препятствия к переносу производства в континентальный Китай какие-либо государственные ограничения.
Все дороги ведут... в Китай
Сложность изготовления и, как следствие, высокая стоимость ЖК-мониторов, которая не только не может быть снижена, но и грозит вот-вот увеличиться, заставляют разработчиков искать выходы из тупика (см. интервью с Хернитом Хуангом на стр. 16). Пока новые способы формирования матрицы изображения доводятся до совершенства (здесь есть успехи: во время выставки Computex 2002 было объявлено о выпуске фирмой AU Optronics полноцветного дисплея по OLED-технологии), производство, стремясь снизить затраты и надеясь на безбрежность китайского рынка, неумолимо расширяется на территорию континентального Китая.
Несмотря на то что пока здесь в основном выпускаются экраны относительно малых размеров (до 13 дюймов), можно говорить о наличии большой, быстроразвивающейся китайской индустрии ЖК-мониторов. По информации китайской ассоциации производителей ЖК-дисплеев (есть и такая!), 30 входящих в нее компаний с общим капиталом в 580 млн. долл. и численностью занятых около 18 тыс. человек в 2000 году произвели 28 млн. штук панелей. Всего же в стране действует около 60 предприятий, выпускающих подобную продукцию, причем почти треть из них — с чисто иностранным капиталом.
Здесь уже открыли свои производства семь японских компаний, среди которых Seiko Epson, Sharp и Hitachi, Samsung из Южной Кореи, 15 фирм из Тайваня, одна из США и одна из Нидерландов (Philips). Создаются совместные предприятия. Среди учредителей — японская NEC и южнокорейские Semicon Engineering (в альянсе с Китайской академией наук) и Hynix Semiconductor. Последняя, кстати, намеревается производить здесь и OLED-панели.
Но и сами китайские (континентальные) производители быстро развиваются. Например, компания Jilin Caijing в текущем году намеревается построить линию по производству ЖК-панелей размером до 680х880 мм.
Наступая на пятки лидерам
Один из путей повышения эффективности производства ЖК-панелей — увеличение размеров обрабатываемых стеклянных подложек. Пионером этого направления сейчас является совместное предприятие, созданное LG и Philips. (Альянс таких гигантов лишний раз говорит о сложности стоящих перед индустрией проблем.) Их совместная производственная линия пятого поколения, начавшая работать в марте, обрабатывает в едином технологическом цикле стекла размером 1000х1200 мм. Из таких заготовок можно вырезать двенадцать 15-дюймовых экранов, что в два раза больше, чем из подложек 680х880 мм, которые могли обрабатываться на линиях четвертого поколения. При этом выход годных изделий оказался даже выше ожидаемого. Конечно, эффективность производства с учетом роста капитальных затрат, к сожалению, не повышается вдвое, но 60-процентного роста добиться все же возможно.
Осознав реальность такого решения, за лидерами поспешили и другие производители плоских панелей. Samsung в настоящее время устанавливает оборудование для линии пятого поколения, которая будет работать с подложками еще больших размеров — 1100х1250 мм. По плану она должна начать работу в сентябре. С небольшим отставанием, но зато дружно, взялись за эту проблему тайваньские компании. Уже упомянутая AU Optronics (входящая в корпорацию BenQ) и Quanta намереваются уже во втором квартале 2003 года запустить производство подложек такого же размера. А HannStar и вовсе «замахнулась» на 1150х1300 мм, но, правда, к концу следующего года.
Еще три дороги
Упомянутое достижение AU Optronics — разработка полноцветного дисплея на органических светодиодах (OLED), в котором совместно использованы аморфный кремний и «классическая» технология тонкопленочных транзисторов, — в перспективе вполне может привести к появлению более простого и дешевого способа получения плоских экранов, и тогда вся индустрия пойдет этой дорогой.
Еще трудно сказать, удастся ли в будущем OLED-технологии полностью заменить жидкокристаллическую, пока можно говорить только о начале их конкуренции в изделиях для мобильных телефонов и PDA. Однако уже нащупан другой, вполне реальный в технологическом смысле путь. Это — ЖК-телевидение. Тайваньские производители уже в полной мере оценили его перспективы и готовы возглавить довольно многолюдное движение.
На Computex было представлено множество разнообразных моделей ЖК-телевизоров производства Sampo, BenQ, СТХ, Gvision, Jean, MAG Technology и NFREN. Для того чтобы изображение на экране соответствовало стандартам телевизионного качества, пришлось потрудиться над технологией изготовления панелей. В лучших образцах удалось значительно уменьшить время переключения элементов изображения и увеличить его яркость.
Среди своих собратьев ТВ-приемники BenQ выделялись не только своим оригинальным «стальным» дизайном и яркой, четкой картинкой, но и удивляли свежим взглядом на, казалось бы, самые обыденные вещи |
Пока эти впечатляющие устройства предназначены прежде всего состоятельным клиентам (цена 15-дюймовой модели около 1000 долл.), которые могут себе позволить использовать их в качестве второго ТВ-приемника.
Сверхбольшие ЖК-мониторы — еще один путь развития. Достижения в увеличении качества ЖК-панелей привели к тому, что эти устройства начали реально конкурировать с плазменными экранами. ViewSonic продемонстрировала 36-дюймовый многофункциональный экран NexTV 3600W, приближающийся по размерам и яркости к плазменным панелям. Создатели позиционировали его как устройство для одинаково качественного отображения как текстовой и графической информации, поступающей от ПК, так и видеосигнала высокой четкости от DVD-проигрывателей и телеприемников. Столь большой экран был получен путем соединения трех панелей с разрешением 1365х1024 точек каждая. Цена на это устройство в начале продаж составит от 5 до 6 тыс. долл.
Конечно, не только в сфере ЖК-технологий тайваньские компании пробили себе дорогу в группу лидеров. Так, например, из производителей системных плат для ПК они превратились в законодателей мод в планшетных компьютерах. Вариант видения этих устройств компанией VIA признан Microsoft эталоном. На выставке Computex редкий разработчик системных плат не представил свой подход к созданию подобных устройств, большинство из которых отличались оригинальностью.
Работая над статьей, я стал более пристально приглядываться к надписям типа Made in... на домашних вещах и обнаружил, что на многих из них, не имеющих никакого отношения к предмету этой статьи, они заканчиваются одним и тем же — Taiwan. «Что ж, пора этим гордиться», — решил я.
Розовая шапочка на заводе BenQ
Имеет ли качество национальность? Вопреки утверждениям рекламы берусь утверждать, что нет. А вот системы контроля качества имеют. В этом я убедился, познакомившись с ними на фабриках, выпускающих компьютерные компоненты, которые принадлежат разным фирмам и находятся на разных континентах. Особенно интересно было познакомиться с этим на Тайване, где производственная культура вобрала в себя все лучшее как от восточной — японской, так и от западной — американской школ.
Судя по анекдоту, в котором члены экипажа Международной космической станции хвастаются друг перед другом приборами, разработанными в их странах, а потом выясняется, что все они сделаны в Китае, народное сознание уже в полной мере прочувствовало производственный потенциал этой страны в сфере высоких технологий. А вот если оценивать по тому, что некоторые российские фирмы-разработчики все еще просят журналистов не писать о том, что их изделия изготавливались в Тайване, то сомнения массового покупателя в качестве этой продукции по-прежнему остаются. Поэтому мне особенно интересно было побывать в этой стране в подразделениях, занимающихся разработкой, подышать атмосферой поиска новых концепций и форм, пройтись по цехам одного из сборочных заводов, ознакомиться с системой контроля качества изделий. Эту уникальную возможность предоставила компания BenQ.
Начну с конца. С завода по изготовлению ЖК-мониторов, расположенного в пригороде Тайбэя. На нем делают электронную «начинку» дисплея, производят окончательную сборку и тестирование. Сами ЖК-панели привозят из континентального Китая, где их производит фирма AU Optronics, входящая в состав BenQ Corporation.
Завод красив. Даже козырек над грузовиками, стоящими под погрузкой, тщательно продуман архитектором. В вестибюле, заполненном цветами, нет столь привычных отечественному глазу проходных с номерками, пропусками и турникетами. Зато все сотрудники имеют карточки со встроенной микросхемой, без которой не только не откроются перед тобой двери цеха, но даже не поешь в столовой.
Управляемые автоматизированной системой склад и сборочный конвейер, где на каждом рабочем месте установлен монитор, информирующий работника о необходимых действиях, стали каноном для ведущих фирм и вряд ли вызовут интерес. Не менее хрестоматийной оказалась и система контроля качества комплектующих, ее единственная особенность состоит в преимущественной ориентации на собственных, тайваньских поставщиков, репутация и продукция которых перед заключением договоров на поставку пристально изучается. Благо, все они — под боком. Далее движение компонентов происходит по известной всем схеме, но с дискриминационным делением на «своих» и «чужих». Для иностранцев раз или два в год проводят 100-процентный контроль партии, постоянное выборочное входное тестирование, проверки после каждой операции сборки. Для местных обычно обходятся без тотальных проверок.
Пожалуй, самой существенной особенностью системы контроля качества изделий BenQ была «розовая шапочка»: работник, осуществляющий окончательную приемку, имеет отличную от остальных сборщиков шапочку — розовую, олицетворяющую его независимость от фабрики. Причем независимость материальную. Свою зарплату он получает не от завода, а от научно-исследовательского подразделения фирмы. Его так и называют — «человек R&D». Уверен, что производственники со стажем вспомнили аналог советских времен — «представителей Заказчика», или военную приемку.
Многое напомнила и система личной мотивации и поощрения работников цеха. Доска отстающих — тех, кто допустил наибольшее количество брака, — была заполнена однотипными, серыми листками с фотографиями виновников и указанием количества выявленных сбойных изделий. Рядом чествуют передовиков, выпустивших наибольшее число изделий при минимальном браке. Их выполненные на цветном принтере фотографии с информацией о количественных показателях украшают соседнюю доску.
Разрабатывающие подразделения BenQ расположены в офисе, располагающемся в получасе езды на автомобиле от завода мониторов. 12-этажное здание находится среди других ИТ-фирм в районе «легкой промышленности» Тайбэя. Так называют его жители города за то, что там располагаются исключительно здания компаний, связанных с электроникой. BenQ, недавно выделившись из Acer, уже расширяется; рядом строится новый корпус.
Проведя значительную часть своей жизни в научно-исследовательских лабораториях, я с особым трепетом направлялся в место, где создаются получившие всемирное признание изделия. Ожидал увидеть массу сложных установок и всяких электронных штучек. Установки действительно были, но на такое большое здание — до обидного мало, не больше, чем тренажеров в зале для гимнастики. Разработчики сидят в своих прозападных «кубикулах» и в основном заняты моделированием на ПК. В общем — типовой западный офис, хотя и отличающийся восточной продуманностью каждого элемента дизайна вне этих «ячеек творчества». Далеко не всякая фирма может похвастаться выставкой картин, а уж экспозицию фарфоровых кукол, известных своей немалой ценой, да к тому же пополняемую самими работниками офиса, и вовсе трудно было представить. После этого я не был удивлен тем, что в просторном, прекрасно оформленном, полупустом зале с десятком столиков, где, как мне объяснили, бывают собрания, вечеринки, да и просто так можно зайти посидеть, я увидел заседание группы, формировавшей требования к какому-то новому устройству. Стол этих молодых ребят был завален книгами и журналами. А столь необходимая для создания успешных изделий красота была вокруг. Уверен, она способствует рождению плодотворных идей.