История электронной коммерции и стандартизации деловых документов
EDI в Internet намного дешевле, чем использование специальных выделенных сетей, и крупные пользователи EDI разработали свои собственные интерактивные системы обмена на основе языков разметки, подобных применяемым в Web, вместо строгих документов EDI |
Но для электронной коммерции, осуществляемой с помощью компьютеров, существует важное базовое требование — стандартизация деловых документов. Только так компьютеры, расположенные на разных концах сети, могут «понимать» друг друга. Своими корнями подобная стандартизация уходит в июнь 1948 года, когда Советский Союз, под чьим контролем находилась Восточная Германия, прервал автомобильное, железнодорожное и морское сообщение между Западной Германией и той частью Берлина, которая после Второй мировой войны находилась под эгидой США, Англии и Франции.
В результате возник берлинский воздушный коридор. В течение последующих 13 месяцев в Западный Берлин по воздуху были переправлены свыше 2 млн. тонн продуктов и других необходимых вещей. Но отслеживать грузы, которые требовалось загружать и разгружать максимально быстро, было просто невозможно, поскольку декларации на груз составлялись в разных формах и, порой, на разных языках.
Чтобы решить эту проблему, офицер армии США Эдвард Гилберт и другие офицеры снабжения разработали стандартную систему деклараций, которая позволяла передавать документацию по телексу, радиотелетайпу и телефону. Они отслеживали тысячи тонн груза ежедневно до тех пор, пока в 1949 году сообщение с Берлином вновь не было открыто.
Эдвард Гилберт первым применил для решения бизнес-задач стандартные декларации |
К 1968 году уже так много авиалиний, грузоперевозчиков, железнодорожных и трансокеанских компаний использовали электронные декларации, что они сформировали комитет Transportation Data Coordinating Committee с целью создания межотраслевых стандартов. В 1975 году TDCC опубликовал свои первые спецификации электронного обмена данными (electronic data interchange, EDI).
Но, хотя механизм EDI экономил пользователям большие деньги, избавляя их от необходимости подготовки массы разнообразных бумаг, поставщикам он обходился очень дорого. Он требовал применения дорогостоящего ПО и выделенных сетей. Кроме того, зачастую для каждого крупного потребителя была необходима своя система EDI, поскольку никто не использовал одно и то же подмножество стандартов EDI.
К 1991 году с EDI работало около 12 тыс. компаний только в одних США. В этот же год правительство США сняло ограничения на коммерческое использование Internet, а Тим Бернерз-Ли из исследовательской лаборатории CERN создал первый Web-браузер. В World Wide Web должен был появиться новый вид электронной коммерции, доступный для пользователей.
В то время как новоявленные кибермагазины, подобные Amazon.com, продают свои товары, обходясь без складов, всякое предприятие стремится во что бы то ни стало организовать свой собственный сайт в Web. Для поддержки «доткомов» была создана целая инфраструктура. UPS и FedEx осуществляют транспортировку их товаров, а независимые фирмы предлагают специальные формы обработки кредитных карт и системы электронных денег.
Internet кардинально изменил и электронную коммерцию между компаниями. EDI в Internet намного дешевле, чем использование выделенных сетей, и крупные пользователи EDI разработали свои собственные интерактивные системы обмена на основе языков разметки, подобных применяемым в Web, вместо строгих документов EDI. В 2001 году версия XML, которая названа ebXML и предназначена для электронного бизнеса, получила официальный статус стандарта, а сейчас группа пользователей работает над объединением лучших элементов традиционного механизма EDI и ebXML для того, чтобы сделать электронную коммерцию надежной и удобной.