Проблемы реализации проекта ГАС «Выборы»
"Учет и контроль" необходимы не только при социализме, а посему все острее чувствуется потребность в информационно-аналитических системах федерального масштаба. Старые наработки Госкомстата мало что дают: само это ведомство находится, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Используемые при создании информационно-аналитических систем технологии за последние 10-15 лет изменились до неузнаваемости, да и круг задач, которые должны решаться с их помощью, заметно расширился. Только в сфере, связанной с учетом населения, в России сегодня имеется 27 отраслевых баз данных, никак друг с другом не связанных.
Такое положение дел трудно признать удовлетворительным, и, возможно, именно общегосударственные информационно-аналитические системы помогут радикально улучшить ситуацию. Проблемам разработки и реализации общефедеральных информационных систем была посвящена научно-техническая конференция, организованная Министерством РФ по связи и информатизации при участии ФГУП НИИ «Восход» и ассоциации СИРИУС. Тематика конференции сконцентрировалась на двух крупных проектах — Государственной автоматизированной системе (ГАС) «Выборы» и автоматизированной системе «Государственный регистр населения» (АС ГРН).
Текущий их статус различен и с точки зрения имеющихся наработок, и в плане финансирования, и, наконец, в историческом аспекте. Решение о создании ГАС «Выборы» было принято в 1995 году, и уже через год с ней работали избирательные комиссии разных уровней. В первый год в базе данных ГАС «Выборы» нашли отражения сведения примерно о 80% избирателей, однако в дальнейшем, особенно после принятия в 2000 году решения о создании единой Федеральной базы данных избирателей России, остававшиеся «белые пятна» были ликвидированы. Сейчас в ГАС «Выборы» содержатся записи о 109 млн. избирателей. За время эксплуатации этой системы был накоплен огромный опыт, но одновременно обозначились и проблемы. В результате в прошлом году на свет появилось решение Минсвязи о существенной модернизации системы, новая версия которой получила название «Выборы-М». Генеральным подрядчиком в этом проекте назначен НИИ «Восход».
При создании ГАС «Выборы-М» предстоит перейти на новые операционные системы и СУБД, обновить инфраструктуру передачи данных, устранить недочеты в механизмах регистрации фактов убыли избирателей и изменения их дееспособности, внедрить новые средства защиты. Последний аспект особенно важен в связи с приданием системе новых функций. По мнению ее главного конструктора Александра Калинина, отныне она должна не просто играть роль информационной системы, а генерировать документы, имеющие юридическую силу. В этой связи в дополнение к уже существующим средствам контроля доступа производства НИП «Информзащита» и антивирусному программному обеспечению компании «ДиалогНаука» прибавятся подсистема формирования и обработки электронно-цифровых подписей, средства шифрования передаваемых данных, инструменты защиты от внешних сетевых атак и т.д. Существенное усложнение элементов информационной безопасности потребует перевести и управление ими на качественно новый уровень.
Понятно, что в реализации проекта такого масштаба участвует множество фирм; часть из них входит в ассоциацию СИРИУС. Если в одних категориях поставщики решений уже выбраны, то в других претенденты пока только продемонстрировали свои предложения на стенде главного конструктора и ожидают окончательного вердикта. До конца не решен вопрос и о статусе проекта. Не исключено, что в сентябре Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о ГАС «Выборы», который урегулирует отношения собственности на существующие разработки, решит вопросы авторских прав и т.д. Тем не менее окончательного принятия соответствующего закона можно ожидать не ранее 2003 года.
С регистром населения, который должен стать компонентом федеральной целевой программы «Электронная Россия», ситуация еще неопределеннее. Работы над ее созданием в инициативном порядке начались около двух лет назад. Однако, несмотря на очевидную потребность в единой эталонной информационно-аналитической системы, перспективы продолжения этой деятельности остаются неясными. Нормативно-правовое обеспечение проекта практически отсутствует. Не выбран федеральный орган, который будет отвечать за ведение и сопровождение этой системы (существующие претенденты — МВД и ЦИК), не решена проблема обмена информацией между паспортно-визовыми службами, загсами и муниципальными администрациями (в настоящее время такой обмен законодательно запрещен), сохраняется неопределенность с финансированием проекта. Согласно первоначальным планам, около трети всех расходов, связанных с разработкой и внедрением ГРН, должно поступить из региональных бюджетов, однако пока лишь 17 субъектов РФ выразили готовность выделить необходимые средства. Тем не менее в июне увидело свет техническое задание на создание АС ГРН и назначен исполнитель проекта в лице НИИ «Восход». Возможно, это означает, что лед все же тронулся.