Если затолкать бюрократию страны в онлайн, станет ли гражданам от этого лучше? Что скрывается за приглашениями обращаться со своими вопросами к чиновникам по электронной почте или размещать челобитные непосредственно на сайте правительства?
Одна из задач организаций государственного сектора — служить гражданам, используя для этого оптимальное количество ресурсов |
Как в Европе обстоят дела с автоматизацией деятельности государственных структур и созданием для граждан единой точки входа для решения любых вопросов к власти, можно было узнать на конференции «SAP для некоммерческих организаций», проведенной компанией для партнеров и клиентов из региона EMEA. Конференция собрала около 300 участников из 15 стран, включая Австрию, Данию, Прибалтику, Украину и Россию. В некоммерческом, или, как его называют на Западе, публичном секторе, у SAP сегодня около 1000 клиентов, 60% из них в Европе.
Почему для Европы так актуальна автоматизация деятельности госучреждений? Европейская комиссия поставила задачу — за десять лет полностью перейти на электронное правительство. Для этого предполагается сделать Сеть более доступной, способной «достучаться» до каждого гражданина, освободить его от нерациональных потерь времени на общение с бюрократическим аппаратом. В рамках задачи построения eEurope принимаются национальные программы. Так, eAustria предполагает подключение к Internet всех школ страны, переподготовку учителей и служащих с переводом к 2005 году всего государственного аппарата на работу в интерактивном режиме.
Тематические выступления на конференции были собраны в трех блоках: решения для казначейства, управление финансами и бюджетом; решения по управлению персоналом и закупочной деятельностью; решения в области электронного управления на федеральном и местном уровнях.
В первом блоке хотелось бы выделить сообщение «Исполнение бюджета, поддерживаемое потоком операций» в федеральной земле Верхняя Австрия (1,5 млн. жителей, 16 тыс. госслужащих). Это первый проект SAP в Австрии для правительственных учреждений, цель которого — автоматизированный контроль за выполнением бюджета и прохождением документов. На данный момент в системе 1200 рабочих мест; на них выполняются все операции по управлению районом, вплоть до централизованных закупок канцелярских товаров для администрации.
Доклад от Министерства финансов Латвии иллюстрировал проект, начатый в 1991 году в рамках национальной подпрограммы «Информатика», входящей в программу eEurope+, предложенную странам, стремящимся интегрироваться в ЕС. История автоматизации в этом ведомстве очень напоминает отечественную: разрозненные приложения на базе FoxPro, Excel, Access, дублирование информации, раздутый штат чиновников. Сейчас здесь развернуто 120 рабочих мест R/3, на которых инсталлированы модули управления финансами и фондами. В перспективе — использование разнообразных предлагаемых SAP решений класса government-to-citizen, government-to-business и government-to-government.
В национальном банке Украины программным обеспечением SAP оснащено 300 рабочих мест, решающих задачи автоматизации финансовых и административных операций. Установлены модули SAP SD (банковские услуги), MM (управление материальными потоками), FI (работа с кредиторами/дебиторами), CO (контроллинг) и FM (бюджетирование).
Типичные для российских госструктур проблемы были озвучены и в докладе, посвященном интегрированному решению в области финансов и закупок в системе МВД Чехии. До 1998 года все системы автоматизации здесь создавались собственными силами, что до предела обострило проблему взаимодействия подразделений. Внедрение R/3 позволило консолидировать службы, установить шлюз с системой Lotus Notes и построить сквозную систему управления и информационного обеспечения вплоть до районных подразделений.
Во втором тематическом блоке конференции выделю сообщения о проектах по автоматизации управления персоналом и проведения централизованных закупок через порталы, построенные на базе технологии SAP Portal. Портал для администрации земли Гессен (Германия) позволяет, например, анализировать одну и ту же информацию под разными углами зрения, а интеграция с почтой, поиск и работа с разными типами документов дают возможность оперативно выдавать справки и готовить решения по самым запутанным случаям административного управления. Имеется возможность определения местоположения сотрудника и документа в каждый конкретный момент времени.
Сообщение об автоматизации работы с персоналом и расчету заработной платы федеральной земли на юге Австрии проиллюстрировало возможности использования девяти разных типов форм найма (подряд, контракт, ставка и т.п.) для решения задач трудоустройства. Проект, получивший негласное название «Просвещенный чиновник», был начат в 1989 году с анализа состояния и оценки результатов внедрения собственных разработок. Первые результаты оказались неутешительными: собственные ИТ-подразделения не справились с задачей. Высокие затраты на самостоятельные разработки, надвигающаяся проблема 2000 года, переход на евро, необходимость повышения надежности, а также постоянной поддержки с одновременной реализацией новых требований и этапности развертывания решения побудили в 1996 году провести тендер на выполнение проекта по управлению персоналом государственных учреждений. Преимущество оказалось за SAP, специалисты которой предложили провести работу в три этапа: создание структуры проекта; инсталляция решения к 1997 году; консалтинг по управлению основными данными. Уже в первый год гибкость систем подверглась первому испытанию. Потребовалось включить дополнительные модули управления затратами на командировки и управления ИТ-инфраструктурой. Для поддержки проекта создан центр компетенции, координирующий решение проблем полутысячи пользователей SAP HR, курирующих вопросы выплаты пенсий, переподготовки кадров, социального страхования населения и трудоустройства.
Проект стал первым опытом работы SAP HR в государственном секторе. Прежде работали только с коммерческими структурами, а это два разных мира, разные термины, требования более короткого срока внедрения, необходимость ввода старых данных и интеграции разрозненных форматов при одновременной консолидации. На развертывание системы для этой федеральной земли потребовалось 4,7 млн. евро — программное обеспечение и консалтинг, 4,2 млн. — подготовка кадров. Сегодня система обрабатывает по 600 документов в день, хранит данные с начала 50-х годов, а общий эффект от ее внедрения за 10 лет составит 4,3 млн. евро, полученные за счет более оптимальной расстановки кадров, списания ненужных единиц оборудования и т.п.
Одна из задач организаций государственного сектора — служить гражданам, используя для этого оптимальное количество ресурсов. В то же время иногда оказывалось, что для приобретения администрацией федеральной земли товара ценой 10 евро накладные расходы на обработку соответствующего заказа могли достигать 100 евро. Сообщение «Электронная обработка заказов», аккумулирующее опыт работы администрации города Вены, проиллюстрировало, как можно минимизировать расходы на функционирование управленческого аппарата.
В третьем блоке можно было выделить сообщение: «Управление налогами и доходами через Internet», обобщающее опыт Министерства налогов Дании, которые ежемесячно обрабатывают 10 тыс. корпоративных отчетов от 180 тыс. компаний разного уровня и форм собственности и на которых работает 4,7 млн. служащих. В министерстве сегодня развернуто решение SAP Industrial Solution for the Public Sector Contract Accounting, позволяющее автоматизировать более 90% всех операций по обработке деклараций и отчетов по доходам. Здесь же прозвучал доклад, посвященный опыту обслуживания населения города Биль в Швейцарии в интерактивном режиме, где внедрена система электронного управления, с помощью которой жители могут не выходя из дома решать все вопросы взаимодействия с администрацией, вплоть до открытия собственной компании.
Теперь об общих впечатлениях. Достаточно простые и прозрачные реализации. Участники проектов звезд с неба не хватают и в тонкости технологий не вникают: каждый занимается своим делом; главное — проекты реализуются и все работает. Проблемы, если и возникают, то больше связанные со сменой менталитета и культуры работы чиновников. Зато налицо единый учет и централизованное управление во всех госструктурах.
За 30 лет работы компания SAP накопила достаточный опыт, чтобы и в России можно было сделать еще один шаг к электронному управлению государственным сектором (12 млн. пользователей, 44,5 тыс. инсталляций, 21 отраслевое решение). Недавно, например, начал работать сайт Правительства, и это событие можно рассматривать уже как знаковый шаг. Вырос объем представленной информации, появились базы с текстами действующих нормативных актов правительства (около 20 тыс.). Постепенно гражданам предлагаются новые услуги, с помощью которых они теоретически могут повлиять на решение своих вопросов: через направление обращений и запросов чиновникам и через пресс-конференции министров в режиме реального времени. Аналогичные приглашения имеются и на сайтах правительства Московской области; можно обращаться с вопросами к чиновникам по электронной почте или размещать обращения непосредственно на сервере. Можно даже получить ответ: пока не по электронной, а по обычной почте. Однако нет еще нормативной базы, которая позволяла бы официально рассматривать такие обращения, а есть только Указ Президиума Верховного Совета СССР о работе с обращениями трудящихся, принятый еще в 1968 году. За 35 лет что-то изменилось, и отложить полученное обращение в долгий ящик чиновнику сегодня уже сложнее, правда, послать по электронной почте обычную отписку также проще.
Госсектор глазами SAP
На вопросы Дмитрия Волкова ответил Александр Бирюков, директор по проектам для государственного сектора SAP C.I.S.
Почему на конференции не было представителей российских клиентов SAP?
Государственный сектор — то, что живет на бюджетные деньги, и сегодня организации этого сектора только начинают задумываться о комплексной автоматизации своей деятельности. Все еще впереди, но у SAP уже есть реальные клиенты: Министерство образования, университеты: ЛЭТИ, Волгоградский ГТУ и т.п. Но пока этого еще недостаточно, учитывая, что компании принадлежит 41-47% российского рынка ERP.
В чем проблемы продвижения решений SAP в государственный сектор?
Для России время расцвета этого сектора еще впереди. Более активными темпами развиваются отрасли, зарабатывающие для страны деньги: топливно-энергетический комплекс, транспорт. Госструктуры пока еще очень долго принимают решение о внедрении серьезных систем, отсюда разрозненность и дублирование.
Что делает московское представительство для исправления такой ситуации?
Мы активно работаем с министерствами и ведомствами, силовыми структурами, мэриями городов и регионов, университетами. Принимаем активное участие в тендерах. Поэтому не могу сказать, что ситуация безнадежна. Учитывая важность работы с госучреждениями, в мае у нас была образована отдельная организационная структура, которая целенаправленно отвечает за работу в этом сегменте рынка.
Как государственные структуры относятся к внедрению иностранных решений?
Если имеется в виду сертификация, то продукты SAP имеют сертификаты Гостехкомиссии, подтверждающие, что данное программное обеспечение может использоваться для разработки прикладного программного обеспечения автоматизированных систем до класса защищенности 1 B включительно. Есть положительный опыт Национального банка Украины, когда заказчик использовал собственные алгоритмы шифрования при передаче данных по каналам связи. Кстати, несмотря на то, что мы, немецкая компания, в странах дальнего зарубежья наши заказчики поступают точно так же. При инсталляции системы заказчики получают все исходные коды mySAP, кроме ядра системы.
Как осуществляется интеграция с другими решениями, используемыми в государственном секторе?
Все проблемы здесь вполне решаемы. Интерфейсы документированы, имеются унифицированные форматы, а открытость исходных кодов позволяет создавать свои собственные приложения. Такие возможности действительно необходимы, например, для загрузки начальных и исторических данных, интерфейсов с внешними системами.