PathTracker использует радиотехнологии для отслеживания движения покупателя
Точно так же, как Internet сделал доступной широкой публике огромные объемы информации и в этом смысле передал потребителю бразды правления, система PathTracker может изменить магазин в соответствии с тем, что нужно потребителю |
Большинство не считает супермаркет местом, где могут использоваться высокие технологии, однако если компания WhereNet доведет свой проект до конца, технология будет играть значительно большую роль в приобретении товаров, чем кажется многим обывателям. WhereNet, специализирующаяся на беспроводных технологиях, и Sorensen Associates, занимающаяся исследованиями рынка продуктов питания, планируют представить технологию розничной торговли, которая разрушит привычные представления о том, как покупатели перемещаются по магазину.
В проводимом сейчас пилотном исследовании «радиоярлыки» — небольшие микросхемы с радиопередатчиками прикрепляются к тележкам и корзинкам для товаров, предоставляя торговым компаниям и их поставщикам оперативные данные о том, какие отделы посетил в магазине каждый покупатель и сколько времени он там задерживался.
Система, получившая название PathTracker, отслеживает движение покупателя по проходам между полками с товаром, регистрируя информацию о его местонахождении каждые четыре секунды, и посылает до одного миллиона сообщений в день.
Радиоярлыки WhereNet передают свои идентификаторы на антенны, установленные по всему магазину, и с помощью процесса триангуляции определяют местонахождение конкретной тележки. Антенны связаны через коаксиальный кабель с находящимся в магазине сервером WhereNet Server и базой данных, содержащей интерфейсы для организации связи с любой программой и для передачи данных при их появлении. Данные о местонахождении отображаются на электронном плане магазина, где указано расположение на полках свыше 30 тыс. различных продуктов. Наконец, данные о товарах, приобретенных покупателем, объединяются с информацией, поступающей от кассы.
«У нас есть физические координаты каждого продукта в магазине», — подчеркнул Херб Соренсен, президент компании Sorensen Associates.
Считается не подлежащим сомнению утверждение, что покупатели тщательно исследуют каждую полку. «Однако люди вовсе не просматривают каждую полку. Как правило, наиболее распространенный способ — это экскурсия, хождение взад и вперед. Представители торговли стараются этого не признавать», — сказал Соренсен.
Как заметил Питер Фадер, профессор по маркетингу Пенсильванского университета, несмотря на огромное количество исследований, посвященных мотивации покупательского выбора, никто не изучал, как человек принимает именно то или иное решение о покупке.
PathTracker добавляет новый источник информации для тех, кто изучает закономерности розничной торговли, что позволит разрабатывать стратегии увеличения объема продаж.
«Технология открывает новые возможности, если исследователь достаточно сообразителен. Если мы не погрязнем в гигабайтах информации, то можем получить определенное представление о том, как меняются предпочтения потребителя, сможем выйти на рынок и адаптироваться к изменениям», — сказал Сэнди Сван, директор по торговым маркам компании Dr. Pepper/7-Up.
Очевидно, что внедрение системы PathTracker приведет к радикальному изменению структуры магазинов и расположения проходов между полками. И если будут приняты верные решения, возврат от инвестиций окажется поразительным. Поскольку супермаркеты обычно работают исходя из нормы прибыли в 1-2%, то для магазина, оборот которого составляет 20 млн. долл., увеличение дохода от продаж на 1%, то есть на 200 тыс. долл., может поднять уровень рентабельности вдвое.