Опыт организации электронного документооборота на НПО «Аврора»
Только представление документов в электронном виде позволит с наименьшими затратами сил и времени создавать новый проект с использованием уже существующих типов документации |
Федеральный научно-производственный центр НПО «Аврора» в Санкт-Петербурге — один из первых клиентов «Документум Сервисиз», официального представителя компании Documentum в России и странах СНГ. Сотрудничество этих организаций началось осенью 2000 года. «Документум Сервисиз» ведет здесь проект автоматизации технического документооборота на базе Documentum. НПО «Аврора» является российским монополистом в области разработки систем управления для кораблей и судов, обслуживая практически всю отечественную судостроительную отрасль, и потому любой положительный опыт этого предприятия привлекает внимание его многочисленных бизнес-партнеров. Желание поделиться первыми результатами внедрения электронного документооборота побудило специалистов «Авроры» собрать всех заинтересованных лиц на конференцию «Системы и технологии организации электронного документооборота промышленного предприятия».
«Аврора», где работает более 2 тыс. человек, обеспечивает полный жизненный цикл выпускаемых изделий, начиная от разработки и производства и заканчивая гарантийным и послегарантийным обслуживанием. На предприятии не имеют дела с серийным производством — каждая система уникальна, разрабатывается под конкретный объект, может включать в себя до тысячи приборов, а на ее проектирование уходит порой пара лет. За время разработки очередного проекта накапливается почти тонна технической документации. На предприятии используют различные виды САПР, в том числе и собственной разработки, но согласование и утверждение огромных массивов конструкторской документации до сих пор происходило исключительно вручную, что неизбежно замедляло процесс проектирования и снижало его эффективность. Около 60% общего времени реализации проектов тратилось только на прохождение и согласование документов.
Другая проблема связана с выпуском и разработкой документации по прототипам. Хотя каждое изделие, разрабатываемое в «Авроре», уникально, при его проектировании часто используются аналоги из предыдущих проектов, поиск которых оказывается чрезвычайно трудоемкой задачей. Только представление документов в электронном виде позволит с наименьшими затратами сил и времени создавать новый проект с использованием уже существующих типов документации. Кроме того, квалифицированный специалист, работающий в электронной среде, при соответствующем обучении сможет сформировать любой чертеж значительно быстрее, чем на бумаге.
Константин Шилов, первый заместитель генерального директора НПО «Аврора», выделил вышеперечисленные проблемы как основные побудительные мотивы для поиска решения по автоматизации технического документооборота. На предприятии с большой тщательностью подошли к выбору платформы, проанализировав все известные на мировом рынке варианты систем автоматизации документооборота, PDM, электронных архивов. В итоге предпочтение было отдано системе Documentum. Это открытая и полнофункциональная система, способная решить многие задачи предприятия — не только по созданию конструкторской документации, но и по общему управлению бизнес-процессами.
На «Авроре» привыкли все проблемы решать самостоятельно. Собственными силами с середины 90-х создавали модули для управления финансами, кадрами, производством, сами писали отдельные САПР, поскольку специфика проектирования изделий в приборостроении не всегда давала возможность воспользоваться промышленными вариантами. Груз ответственности за масштабный проект по реализации электронного архива и электронного документооборота в «Авроры» тоже взвалили на себя. «Документум Сервисиз» выступила в качестве поставщика программного обеспечения и предоставила услуги по обучению технологиям Documentum. Кроме того, «Аврора» использует в проекте программный комплекс TeraSafe для создания и управления электронными архивами, разработанный питерской компанией «Эврика», и периферийное оборудование для сканирования и печати.
Руководитель группы поддержки электронного документооборота Сергей Рассказов объясняет отказ НПО «Аврора» от услуг консультантов по внедрению сложностью и уникальностью процессов проектирования на предприятии. Взяв возможности системы Documentum за основу, специалисты «Авроры» настраивают и разрабатывают клиентские места, создают собственную иерархическую модель проектирования изделий. На предприятии реализованы автоматизированные рабочие места для пользователей с различными правами доступа к технической информации, зависящими от их должностных обязанностей. Сейчас проект охватывает около полусотни пользователей, но в перспективе, когда предприятию удастся решить проблему оснащения компьютерами рабочих мест всех специалистов, занятых в процессе проектирования, конфигурация системы будет включать несколько сотен клиентов.
Стадия пилотного проекта, на которой сегодня находится процесс внедрения на «Авроре», должна завершиться созданием хранилища электронной документации и полной автоматизацией управления разработкой комплектов технических документов. В ближайшее время две проектные группы начнут работу в режиме электронного документооборота и должны будут провести весь процесс разработки изделия, не прибегая к традиционным инструментам конструктора. Но уже сейчас на предприятии в электронном виде поддерживается около 90% конструкторской документации.
В перспективе электронное хранилище и автоматизация управления техническим документооборотом на платформе Documentum станут основой для формирования единого информационного пространства НПО «Аврора» в сфере НИОКР, в частности, для объединения разрозненных САПР в интегрированную систему выпуска конструкторской документации.
Пока ограничения, связанные с соображениями секретности, не дают «Авроре» использовать средства Documentum по созданию Web-порталов для размещения интерактивных справочных руководств на сайте и налаживания отношений с партнерами и заказчиками непосредственно в Сети. Это здесь считают отдаленной, но реальной перспективой. Дело, впрочем, не только в закрытости предприятия. Наладить электронный документооборот на внешнем уровне, вовлекая в этот процесс партнеров, пока невозможно в силу того, что поставщики и заказчики продукции предприятия не имеют адекватных решений по автоматизации управления информацией. Они еще в начале пути, и они смотрят на «Аврору». Если там получится, будут и последователи.