Конференция «Электронный бизнес в России» в рамках выставки «Комтек 2002»
Не будучи названной «практической», конференция «Электронный бизнес в России», прошедшая в рамках выставки «Комтек 2002», оказалась именно таковой. Ее участники не только обсуждали достоинства и недостатки существующей нормативной базы, проблемы поиска и обучения специалистов и самое наболевшее — кому, в какой форме и как скоро пригодится электронный бизнес в нашей стране.
Кому нужна прозрачность?
По мнению Андрея Короткова, первого заместителя министра связи РФ, информационные технологии должны помочь в борьбе с мздоимством чиновников |
Наверное, нет ни одного человека, которого полностью устраивали бы нормативные акты, затрагивающие его интересы. Почти весь первый день работы конференции ее участники критиковали свежепринятый закон об ЭЦП. Наиболее резко отзывался о нем разработчик отвергнутого альтернативного варианта закона Владимир Тарачев, заявивший, что закон «причесал под одну кривую гребенку» информационные системы общего пользования и корпоративные системы. Критика в основном справедлива: электронная подпись фактически применяется теми, кому она необходима, уже несколько лет, закон же пока действует формально, так как ни одного предусмотренного им лицензированного удостоверяющего центра не создано и ничто не указывает на их скорое появление. Большинство выступавших склонялись к тому, что ничего нового электронному бизнесу в России закон не принесет.
Если взглянуть на проблему шире, то для всего законотворчества в области ИТ характерно отсутствие системного подхода, «единого источника разума», что усугубляется «русской традицией смотреть в Европу, а идти при этом в Азию», как выразился доцент МГИМО Андрей Шамраев. Ведь ни один из западных законов об ЭЦП не предусматривает процедур лицензирования и сертификации.
Задачи, решения которых общество ждет от внедрения ИТ, прямо противоположны ведомственному подходу, реализованному в законе об ЭЦП. Упрощение всевозможных бюрократических процедур плюс повышение прозрачности власти — вот что требуется рядовому гражданину от так называемого электронного государства.
Самая крупная из российских отраслевых B2B-площадок — Inmarsys.ru, специализирующаяся на нефтегазовом оборудовании, насчитывает 10 тыс. зарегистрированных пользователей |
Кроме того, как сказал первый заместитель министра связи Андрей Коротков, «технологии должны помочь в борьбе с мздоимством». Вот тут-то главное преимущество от использования ИТ стремительно превращается в главное препятствие для их внедрения как на уровне госорганов, так и на уровне руководства компаний.
Кому у нас нужна прозрачность? Как правило, тем компаниям, которые планируют привлечение акционерного капитала или уже используют его. Впрочем, как показала история Enron/Andersen, отсутствие прозрачности не является исключительно российской проблемой, связанной со слаборазвитым фондовым рынком, но это не утешение. Потому что с определенной точки зрения, как сказал президент корпорации «Галактика» Николай Красилов, «все мы акционеры корпорации под названием, Россия, и нас волнует прозрачность управления ею». Мнение реалистов таково: новые технологии, скорее всего, встроятся в существующую систему бизнес-отношений, но не изменят их.
У кого это окупается?
То, что через системы электронного бизнеса проходят огромные деньги (например, для Intel соответствующая величина равняется почти 2 млрд. долл. ежемесячно), сегодня уже не вызывает удивления, но сомнения в рентабельности систем остаются.
Показательно, что на вопрос директора по стратегическому планированию ОАО «Северсталь» Вадима Махова, знает ли кто-нибудь из присутствующих примеры окупаемых ИТ-проектов, ответом было молчание, несмотря на весьма представительный президиум, включая гендиректора РБК Юрия Ровенского и директора отделения Internet-решений IBS Юрия Самойлова. Позже присутствующие спохватились, но говорили все же больше не о возврате инвестиций, а о приросте оборота и прочих выгодах, прямо или косвенно связанных с ИТ-проектами.
Положительный пример отдачи систем электронного бизнеса привел на открытии конференции, задавая тон всему мероприятию, Коротков. По его словам, созданная в Новосибирске система государственных электронных закупок, сэкономив 12% средств, оправдала себя при первых же проведенных торгах на закупку лекарств. Впереди еще торги по мазуту и другим видам товаров, и «организаторы уже предвкушают дополнительную экономию» бюджетных средств. Цифра 12-14% повторилась и в докладе Романа Будника из ОАО «Русал»: такую экономию компания получила благодаря построению информационных систем только за счет оптимизации транспортных потоков.
Ситуация достаточно характерная: по мнению Махова, об ИТ начинают думать, когда необходимо экономить и нет возможности жить дальше за счет высокой маржи. Металлургия уже несколько лет работает в условиях ценовых ножниц: цены на сталь падают, а стоимость используемых для ее производства энергоносителей растет. Поэтому рационализация управления для предприятий этой отрасли жизненно важна, как и сокращение затрат.
«Северсталь» последние пять лет занимается превращением иерархической функциональной структуры управления в плоскую проектную. Локальные задачи автоматизации процессов закупок и сбыта решаются, но выделить средства на построение единой системы управления руководство не готово. «Для нас построение ERP-системы займет около семи лет при ежегодных затратах в несколько миллионов долларов», — заявил Махов. Несмотря на непрерывный характер производства, в «Северстали» считают, что видеть текущие значения всех показателей нет нужды, так как управление все равно дискретно. Поэтому на данный момент в компании ограничились более экономным вариантом, оптимальным для оперативного планирования и контроля: построением хранилища данных.
Что касается систем электронного бизнеса, то они требуются там, где ставится задача поиска наилучших условий на рынке с большим количеством участников. Металлургический комбинат, у которого по основным типам товаров и услуг существует единственный поставщик (топлива, энергии, транспортных услуг), не сэкономит с их помощью, а значит, не сможет вернуть вложенные в них деньги.
Складывается впечатление, что финансовые ресурсы для построения систем электронного бизнеса сосредоточены в отраслях, которые не могут получить реальной отдачи от них; и наоборот, предприятиям, имеющим потенциал для оптимизации с помощью ИТ, не хватает на эти цели средств. Но это не совсем так.
Что мешает нашему B2B?
Самые «денежные» отрасли, работающие с высокой нормой прибыли (ТЭК, металлургия, лесопереработка), конечно, обзавелись «опционами электронных площадок», благо финансы позволяли. Однако на большинстве из площадок работа не идет, а все цены являются лишь стартовыми для переговоров, не отражая реального баланса между спросом и предложением.
Информационно-торговая площадка для лесопромышленного бизнеса lesprom.ru (проект компании Three A Group) фактически сосредоточилась на консалтинге и продаже услуг по исследованию рынка. Как сказал Игорь Тихий, директор по развитию «ЛеспромИндастриКонсалтинг», к электронному бизнесу в этой отрасли, объединяющей около 30 тыс. предприятий, готовы лишь купленные западными компаниями лесхозы, которым «нечего скрывать», да Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат, владельцем которого является американская компания International Paper.
Среди факторов, сдерживающих развитие российского B2B-сектора, наряду с упомянутой информационной закрытостью и связанным с нею низким уровнем доверия между потенциальными контрагентами, следует назвать также отсутствие прямого контакта руководителей ИТ-подразделений с главами предприятий. Ну а на первом месте стоит отсутствие адекватного механизма расчетов.
Существующие платежные механизмы плохо приспособлены для использования на открытых Internet-площадках, так как требуют от участников сделки наличия счетов в одном конкретном банке или расчетном центре. Но не исключено, что это препятствие для осуществления электронных сделок будет устранено. Механизм, разработанный ИБГ НИКОЙЛ и обеспечивающий гарантию поставки против платежа без привязки счетов контрагентов к конкретному банку, сейчас тестируется на eMatrix.ru, открытой площадке для торговли компьютерным оборудованием. Схема расчетов напоминает покрытый аккредитив, в котором банк-эмитент и банк-исполнитель совпадают, но, как утверждает руководитель бизнес-блока электронной коммерции ИБГ НИКОЙЛ Александр Евтюшкин, электронный аккредитив дешевле, а договоры участников сделки с торговой Internet-площадкой снижают риски банка. До конца 2002 года НИКОЙЛ планирует заключить договоры с крупнейшими отраслевыми площадками, а также запустить механизм оплаты сделок с рассрочкой платежа.
Истории успеха
Самая крупная из российских отраслевых B2B-площадок — Inmarsys.ru тоже пробует схему расчетов, предложенную НИКОЙЛом. Inmarsys, специализирующаяся на нефтегазовом оборудовании, насчитывает 10 тыс. зарегистрированных пользователей, каждый из которых приносит ей 149 долл. в месяц абонентской платы. Разработавшая площадку компания «Интертех» удачно соединила финансовые возможности ТЭК и ту область, где у гигантских корпораций всегда будет потенциал для оптимизации. Если МПС и РАО ЕЭС у нас в единственном числе, то поставщиков оборудования для добычи и транспортировки нефти и газа, строительной техники и материалов, хозяйственно-бытовых изделий и спецодежды, желающих принять участие в Internet-тендерах, проводимых такими компаниями, как ЮКОС, ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и ТНК, не счесть.
Кроме того, Inmarsys.ru используется в качестве внешнего каталога автоматизированной системой материально-технического снабжения НК ЮКОС, уже несколько месяцев функционирующей во внутренней сети компании в тестовом режиме.
В отличие от нефтяного и металлургического рынков, рынок потребительских товаров, по словам директора Cislink.ru Франка Бенаму, «всегда опаздывает с ИТ». Рынок, объем которого в России оценивается в 120 млрд. долл., очень сильно фрагментирован: на нем действуют около 8 тыс. оптовиков и примерно 150 тыс. магазинов. При налаживании и управлении связями с множеством торговых партнеров трудности испытывают даже такие гиганты, как Coca-Cola. Как считает Бенаму, Internet — наиболее дешевый и удобный способ автоматизировать отношения в торговле. Бизнес-платформу Cislink использует российская компания — производитель овощной продукции, контролирующая примерно 20% московского овощного рынка. Из 1500 ее клиентов через сайт начали работать 20%, при этом время, затрачиваемое на оформление каждого заказа, сократилось в четыре-пять раз, а объем их заказов вырос на 20-30%.
Пора учить китайский?
«К 2005 году Россия должна выйти на уровень подготовки 25 тыс. ИТ-специалистов с высшим образованием и не менее 60 тыс. со средним специальным ежегодно», — обрисовал перспективы Коротков.
С развитием информационных систем возрастает и цена ошибок тех, кто отвечает за их работоспособность. Обучение и сертификация специалистов часто влетают компаниям «в копеечку», однако потери от сбоев или простоев системы могут существенно превысить затраты на повышение квалификации персонала. Сократить расходы на обучение позволяет аудит знаний персонала и планирование процесса обучения по его результатам, а для этого нужны корпоративные «стандарты на знания».
Впрочем, ИТ-специалист «приговорен к пожизненному обучению». Как пошутил Коротков, может быть, пора подумать об изучении китайского, который, по прогнозам, вскоре станет самым распространенным языком в Сети.