Ответить на этот непростой вопрос пытались на симпозиуме IT&Telecom Review 2002
Кирилл Смирнов: «В госструктурах становится популярным взгляд на государство как на корпорацию»

Симпозиум IT & Telecom Review «Эффективные технологии для эффективного бизнеса», в очередной раз организованный компанией Market-Visio/EDC, собрал меньше народа, чем можно было ожидать. Несмотря на название форума и выступления, адресованные телекоммуникационным компаниям, операторов связи в аудитории не наблюдалось, зато наряду с представителями компьютерного бизнеса в нем приняли участие ИТ-менеджеры компании «Тетра Пак», Новолипецкого металлургического комбината, кондитерской фабрики «Ударница», «Тюменской нефтяной компании» и Сбербанка РФ.

Конечно, мероприятия, посвященные информационным технологиям, нынче не редкость, но вот специализированное на вопросах эффективности применения этих технологий стоит поискать. А ведь большинство компаний используют лишь малую долю всех возможностей ИТ, как и рядовые пользователи Microsoft Word эксплуатируют только 2-3% его потенциала. Видимо, несмотря на остроту проблемы, большинство руководителей и ИТ-специалистов просто отчаялись услышать что-нибудь конкретно-полезное по этой тематике.

В большинстве выступлений слово «эффективность» в лучшем случае упоминалось, немногочисленные примеры касались в основном западных компаний, а призыв «не экономить на ИТ, а повышать их эффективность» с головой выдавал маркетинговые намерения докладчиков. Однако недовольным следует обратить свое недовольство против себя: большинство ИТ-менеджеров жаждет получить информацию о некой волшебной методике, но никто не спешит ею делиться. Два потенциально полезных доклада — от компании «Сибинтек», владеющей методикой расчета эффективности ИТ и имеющей опыт ее применения в ЮКОСе, и Cisco Systems по методологии расчета окупаемости инвестиций на ИТ-проекты — так и не прозвучали.

Зато представители Минэкономики и Минсвязи рассказали о целях и задачах федеральной целевой программы «Электронная Россия». Как сообщил консультант Минэкономики Кирилл Смирнов, деньги на осуществление первого этапа программы (всего 600 млн. руб. на 2002 год) на счета ведомств, отвечающих за ее реализацию, уже поступили, и анонсированы первые конкурсы по направлениям НИОКР, капитальные вложения и лучший региональный проект. Но хотя, по словам Смирнова, в госструктурах «становится популярным взгляд на государство как на корпорацию», критерии оценки эффективности программы еще не определены. На разработку системы индикаторов экономической эффективности «Электронной России» также будет объявлен конкурс. Выделение финансовых ресурсов в отсутствие публично объявленных критериев проверки эффективности их использования само по себе настораживает. Ведь никому уже не надо объяснять, что полезность ИТ отнюдь не прямо пропорциональна количеству закупленной техники, деньгам, затраченным на программы, и даже количеству чиновников, прошедших ИТ-переподготовку.

Изложенный в одном из докладов подход к анализу эффективности инвестиций в ИТ с использованием доходного метода оценки бизнеса компании оставляет сомнения в своей применимости. Не только потому, что расчет влияния каких-либо факторов на капитализацию российской компании, не думающей о фондовом рынке, затруднителен. Но если подсчитать затраты на ИТ-проект достаточно просто, то выделить из совокупности доходов компании те, которые генерировал данный проект, мало кто умеет. А до расчета стоимости каждой бизнес-транзакции — чтобы оценить ее динамику в результате внедрения проекта, как это делается в западных методиках — отечественные компании пока не созрели.

Тем не менее к некоторым из западных методик ИТ-специалисты проявили немалый интерес. Наибольшие симпатии слушателей заслужил доклад консультанта HP Consult Дмитрия Красовского о библиотеке ITIL (Information Technology Infrastructure Library) и концепции ITSM (Information Technology Service Management), на основе которых в Hewlett-Packard разработали собственную методику. И не только разработали, но и, что самое ценное, обладают опытом ее применения в России.

Концепция управления качеством информационных услуг ITSM использует стандартные модели и принципы, изложенные в ITIL, библиотеке передового опыта в области управления ИТ, созданной в конце 80-х годов по указанию английского правительства и периодически пополняемой. ITSM исходит из того, что ИТ-отделы не способны обеспечить бизнес-подразделения достаточно качественными услугами, если не определены процессы их использования. Для ИТ-отдела должны быть разработаны формализованные процедуры, определяющие последовательность действий персонала в конкретных ситуациях и координирующие работу всех служб. Для начала следует выбрать один-два процесса, чаще всего, по словам Красовского, фирмы начинают с управления изменениями (а для отечественных компаний самый критический процесс — это планирование ресурсов, особенно людских). Для каждого процесса определяются необходимые ресурсы и затраты времени, сопоставив которые с результатами его выполнения, можно оценить качество.

По статистике применения этой методологии в США, в проектах стоимостью 1 млн. долл. она окупается за 92 рабочих дня. Масштабы проектов в России, так же как и заработная плата, существенно меньше, соответственно, отличаются и сроки, но стоимость такого внедрения составит не менее 300 тыс. долл. Пока это интересует в основном банки, например, «Альфа-банк» внедрил по методике ITSM управление конфигурациями и изменениями.


Два процента от оборота

С ростом требований конечных пользователей, постоянно стимулируемых производителями, возрастает и сложность информационных систем, и совокупная стоимость владения ими. Но, вопреки расхожему мнению, по данным Gartner, большую часть ИТ-бюджетов съедают не инвестиции в модные технологии, а «фоновые» проекты.

По доле ИТ-бюджета в обороте предприятия в 2001 году Европа (2,88%) приближается к США (3,54%). А в финансовой сфере и здравоохранении эти показатели существенно превышают средние.

В России на ИТ и телекоммуникации расходуется в среднем около 2% оборота компаний, и эта доля будет снижаться, хотя абсолютные расходы вырастут. Впрочем, у присутствующих на симпозиуме ИТ-специалистов достоверность этой цифры вызвала сомнение так же, как и данные опроса, которые показали, что около 30% участвовавших в нем крупных российских предприятий уже внедрили ERP-системы.