Номер в «Орленке» можно забронировать и купить через Internet, только зайдя на собственный сайт гостиницы. Первым, кто купил номер таким образом, стал гость из Кореи
Возможны две формы бронирования: с гарантией номера и без нее, этот тип в «Орленке» называют tentative («пробное», «предварительное»). Тот, кто не боится доверить данные кредитных карт и сделать предоплату, автоматически получает подтверждение; пробные заказы обрабатываются вручную оператором.
Защита личных данных клиента фактически возлагается на платежную систему. Система работает по протоколу HTTP, однако трафик шифруется в соответствии со спецификацией SSL2. Информация, которую вводит пользователь, попадает не в сервер «Орленка», а непосредственно в процессинговый центр. Сейчас «Орленок» пользуется отечественным процессинговым центром «ЭлИТ», имеющим договор с «Автобанком», который проводит все финансовые операции. Однако это не ограничивает «Орленок» в выборе платежной системы. Например, «ЭлИТ» поддерживает Visa, EuroCard, UnionCard, но не American Express, хотя многие реальные и особенно потенциальные гости пользуются ими достаточно часто. В «Орленке» не исключают подписания еще одного соглашения.
Лжебронирование
Связанные с платежной системой накладные расходы и велики, и невелики — смотря с чем сравнивать. Сама платежная система берет абонентскую плату за техническое обслуживание, кроме того, имеет свой процент и банк. Если отель не загружен, а Internet-бронирование привлекает дополнительных гостей, накладные расходы окупаются моментально. Другое дело — ущерб от лжебронирования. Никакая программа не сможет распознать, где абракадабра, которую баловства ради ввел случайный посетитель сайта, а где осмысленная информация. Даже если оставить в стороне злой умысел, часты ситуации, когда турист на всякий случай бронирует номера сразу в нескольких отелях: он при этом никаких обязательств на себя не берет в отличие от гостиницы, отсылающей подтверждение.
Или еще одна особенность России, с которой, например, столкнулись в HORSE XXI: номера бронируются ради самого подтверждения о бронировании отеля исключительно для получения визы, причем никто ехать в бронируемый отель и не собирается. В «Орленке» можно при бронировании заплатить по кредитной карте, и тогда автоматически приходит подтверждение, что номер куплен, и одновременно направляется письмо в отдел бронирования. В противном случае клиент получает бронь, которая, участвует в статистике забронированных номеров. Менеджер должен принимать решение индивидуально по каждому случаю, возможно связываясь с клиентом.
В «Орленке» можно при бронировании заплатить по кредитной карте, и тогда приходит подтверждение, что номер куплен. В противном случае клиент получает бронь, которая участвует в статистике забронированных номеров |
Обычно при бронировании номеров через Internet гостиницы дают квоты. На Западе на бронирование через Internet отдают процентов 20. Когда лимит выбран, система считает, что номеров больше нет. «У нас в системе, — рассказывает системный аналитик АВК Олег Сигитов, — есть настраиваемый параметр — квота, но каким он будет, пока неизвестно. Мы его еще даже не вводили, но, судя по предварительным прикидкам, квота вряд ли превысит 20% по каждому типу номера».
Интегрированные системы в гостиницах
Система бронирования и покупки номеров через Internet, состыкованная напрямую с корпоративной системой гостиницы, — случай у нас если и не единственный, то редкий. АВК начинала как компания, автоматизирующая гостиничный комплекс «Орленок». Сотрудники АВК были связаны с гостиничным делом в разной степени, в основном приходили из другого бизнеса. Сначала писали все сами, потом пришли к выводу, что это неэффективно.
При всей специфике гостиница — предприятие, к которому вполне применимы концепции ERP, SCM и т.д. Проникновение ERP в гостиничный бизнес происходит и у нас. В АВК сделали ставку на одну такую систему — Navision.
«Это был, — говорит Куликов, — осознанный выбор: система позволяет дать полностью интегрированное решение для индустрии гостеприимства. Раньше считалось, что система управления гостиницей — это только «управление для нас», фронтальное приложение для управления номерным фондом. А мы впервые поставили в центр именно финансовое управление, предложив действительно бизнес-решение».
Свое решение АВК продвигает под торговой маркой Cenium, что означает на латыни «подарок гостю».
Перспективы
АВК использует «Орленок» как полигон для отладки и разработки своих решений, что устраивает руководство гостиницы. «Орленок» владеет контрольным пакетом АВК, поэтому они не против расширения деятельности АВК на других участников рынка.
«Менеджмент российских гостиниц, — считает Куликов, — к нововведениям относится по-разному. Я не согласен с мнением, что в целом отрасль консервативна. И дело не только в том, что у многих гостиниц западный менеджмент; само по себе это прогрессивности не гарантирует. «Орленку» повезло: генеральный директор комплекса всегда думает о будущем. Именно он настаивал на разработке модуля Internet-бронирования и подстегивал его реализацию».
Скептики сомневаются в перспективах распространения Cenium на российском рынке: гостиницы, дескать, предвзято отнесутся к системе, продвигаемой «дочкой» конкурента. В АВК полны оптимизма.