Подошла к концу эра корпоративных вычислений в том виде, в каком они существовали последние 50 лет. Отныне миллиарды компьютеров станут всего лишь обычными сетевыми периферийными устройствами.
Большая часть функций обработки информации станет предлагаться в виде разного рода вычислительных услуг. За них будет взиматься некая переменная плата, примерно так же, как сегодня за услуги связи. Бюджеты ИТ-отделов из источников дополнительных накладных расходов постепенно превратятся в прямые производственные затраты (по аналогии с рабочей силой и материалами).
Пол Страссман — признанный авторитет в области информационных систем. С ним можно связаться по электронной почте: paul@ strassmann.com |
Поставщики, работающие в сфере ИТ, уже поняли, что грядущие перемены перевернут экономику и изменят сложившееся на сегодня представление о способах получения сверхприбыли. В последние годы продажа программного обеспечения и поставки оборудования уже не приводили к увеличению прибыли прежними темпами, подтверждая тем самым тезис о предельном насыщении этого огромного рынка. К примеру, среднегодовой темп роста прибыли корпораций Microsoft, Oracle, Sun Microsystems и IBM за последние пять лет составил соответственно 46,7%, 70,2%, 39,4% и 20,6%. Для дальнейшего процветания необходимо искать новые источники доходов. Затраты корпоративных клиентов на ИТ в ближайшие годы стабилизируются. И вот сначала Microsoft (с инициативами .Net и HailStorm), а затем и другие крупнейшие производители: Sun (Sun ONE), Hewlett-Packard/Compaq Computer (e-Speak), Oracle (Dynamic Services) и IBM (Websphere) показали всем, что связывают свое будущее со сферой услуг.
Компании, доминирующие на рынке, пришли к выводу, что переход от разработки локальных корпоративных решений к поставке прикладных служб поможет уменьшить риск, присущий современным технологиям управления информационными системами масштаба предприятия. Сегодня программные активы предприятий находятся в состоянии такого хаоса, что их руководители даже приветствуют поглощение компаниями-гигантами своих конкурентов и обещание с их стороны предложить прикладные ИТ-услуги. По крайней мере, в этом случае можно будет заранее спрогнозировать цены на службы приложений. О намерениях производителей можно узнать из тех анонсов, которые они делают. Новые службы заменят пакеты прикладных программ, на чью интеграцию, техническую поддержку и обновление клиентам приходится тратить сегодня огромные суммы. Производители пропагандируют свои новые предложения в качестве более дешевой альтернативы, пытаясь заставить руководителей ИТ-отделов отказаться от своих собственных программ и заменить их стандартными прикладными службами.
Кроме того, поставщики намерены предложить своим клиентам услуги интеграции приложений, обеспечить интероперабельность прикладных программ, а также помочь поставщикам и пользователям добиться желаемых целей. Сегодня это по силам лишь немногим мощным ИТ-подразделениям крупных корпораций.
А что же случится с доходами производителей ПО? В ближайшие десять лет они могут рассчитывать по крайней мере на 40% бюджета ИТ-отделов. Это более чем втрое превосходит сегодняшние показатели, которые составляют около 12%. Производители из традиционных поставщиков инструментов обработки информации превратятся в непосредственных участников конкурентной борьбы своих клиентов.
Каковы же выводы? Перемены необратимы, и темпы их будут нарастать. Они приведут к коренным изменениям роли корпоративных ИТ-отделов, задача которых будет заключаться в том, чтобы расходы на компьютерные системы окупились и принесли прибыль.
Дальнейшее развитие повлечет за собой сокращение ИТ-персонала служб и постепенное уменьшение расходов на ИТ. Чтобы сохранить за собой рабочие места, ИТ-специалистам придется совершенствовать профессиональные навыки и расширять знания в области бизнеса. Только так они смогут сохранить конкурентоспособность на рынке труда.
Но чтобы не потерять тех, которые на протяжении многих лет оставались их наиболее преданными клиентами, производители должны решить для себя два вопроса. Смогут ли они обеспечить достаточную надежность своих продуктов? И удастся ли поставщикам услуг создать для своих клиентов безопасную сетевую среду? Вопросы безопасности являются одним из наиболее серьезных сдерживающих факторов на пути преобразования рынка компьютерных продуктов в рынок услуг. И если производители не смогут дать гарантии, позволяющие исключить риск, клиенты, скорее всего, предпочтут подождать и воздержатся от участия в начинании, не внушающем особого доверия.