Оборот дистрибьюторской компании в 2001 году составил 96 млн. долл.
Максим Сорокин скептически относится к «постсоветскому пространству» |
Компания OCS относится к небольшому числу участников российского компьютерного рынка, которые публикуют не только относительные, но и абсолютные показатели своего бизнеса. Очередные итоги — за 2001 год — она обнародовала 22 марта.
Оборот компании в 2001 году составил 96 млн. долл., что на 48% превышает прошлогодний при плане 85 млн. долл. 31% оборота пришлось на сетевое и телекоммуникационное оборудование; 21% — на серверы и системы хранения данных; 19% — на периферию; 17% — на мониторы и компоненты, 12% — на персональные компьютеры и ноутбуки. Быстрее всего росли продажи продукции Nortel Networks (рост составил 376%), мониторов (170%), «Аквариуса» (45% в среднем, серверов — на 139%), Cisco Systems и Compaq (по 69%), пассивного оборудования — на 65%.
Продажи, осуществляемые через филиалы, достигли 14,5 млн. долл. (15,1% оборота), что на 71% больше, чем в 2000 году. Всего в регионы было осуществлено 33% продаж (в 2000 году — 36%), в Москву — 48% (45%), в Петербург — 19% (19%). Естественно, часть проданного в столичные города оборудования на самом деле также ушла за их пределы, однако такого рода статистики OCS не ведет.
В 2001 году компания сотрудничала с 1600 дилерами из 140 городов. Из них около 300 работали с ней впервые (оборот — 11 млн. долл.), около 200 «самых активных» партнеров принесли 70 млн. Ушли от OCS (по разным причинам, включая прекращение деятельности) немногим менее 200 дилеров, что лишило компанию 1,7 млн. Впрочем, подобная ротация — явление естественное, большим недостатком дилерской сети президент компании Максим Сорокин считает то, что на первую сотню дилеров (16% общего числа) приходится 80% оборота. Другая «прореха» в сети — недостаточное присутствие компании на Дальнем Востоке («новосибирский филиал туда не дотягивается»), в перспективе возможно открытие соответствующего регионального офиса.
Новая головная боль руководства компании — становящееся все более неотвратимым слияние Hewlett-Packard и Compaq. Вместе они дают 35-40% оборота OCS, что, по мнению Сорокина, недопустимо много. Планы противодействия «моновендорности» есть, но детали огласке пока не предаются.
Еще одна отличительная особенность OCS состоит в том, что она не работает в популярных ныне странах СНГ. Впрочем, Сорокин уверен, что это не недостаток компании, а продолжение ее достоинств, поскольку заказы на сложное оборудование, на которое делает ставку OCS, нерационально комплектовать на «удаленных» складах. Заниматься же импортом в республики, где отчетливо предпочитают иметь дело с родственными — в том или ином смысле — компаниями, занятие неблагодарное.
Среди других памятных событий года Сорокин назвал подписание договоров с Sun Microsystems и EMC, расширение сотрудничества с Compaq и HP (в области дистрибуции RISC-систем), получение четырех специализаций по оборудованию Cisco и проведение пилотной программы авторизации партнеров Nortel. И естественно, реструктуризацию компании, которая продолжается и по сей день: в этом году в OCS появился департамент развития дилерской сети, задачей которого является анализ региональных рынков, привлечение новых партнеров и поддержка старых.