Будни Информационно-технологического центра правительства Москвы
Информационные технологии внедряются в жизнь и деятельность столичной мэрии. «Отвечают» за технический прогресс специалисты Информационно-технологического центра (ИТЦ) правительства Москвы. Обозреватель Computerworld Россия Алексей Чернобровцев встретился с начальником Информационно-технологического центра Алексеем Михайловым, который рассказал об этом подразделении, его задачах и реализованных проектах.
Не могли бы вы немного рассказать об истории создания центра и основных направлениях его деятельности?
Алексей Михайлов: «Наряду с зарубежными системами мы используем Intel-серверы отечественного производства, которые хорошо себя зарекомендовали» |
Наше подразделение, насчитывавшее в то время несколько сотрудников, образовалось в 1990 году в составе аппарата вновь избранного Моссовета. Два года спустя в структуре мэрии Москвы был образован ИТЦ, перед которым ставилась задача информатизации органов городской исполнительной власти и управления. Сегодня ИТЦ обеспечивает программно-техническое обслуживание правительства Москвы, городской думы, многих структур городской администрации. ИТЦ, в составе которого более 100 специалистов, осуществляет также создание и администрирование таких основных общегородских телекоммуникационных ресурсов, как территориальная сеть передачи данных и корпоративная телефонная сеть правительства Москвы, узел электронной почты, Web-сайт правительства. Наши специалисты участвуют во всех крупных городских проектах в области информатизации.
С чего вы начинали?
Основная задача — создание и поддержка системы электронного документооборота для обеспечения деятельности аппарата мэрии Москвы. Ежедневно в мэрию приходило более 200 писем из различных организаций и граждан нашего города. В результате их обработки — с учетом резолюций, формирования различных запросов, контроля прохождения и исполнения — создавалось до 2 тыс. документов. К этому нужно добавить и выпуск нормативно-распорядительных документов. На первых порах — в 1990-1991 годах — осуществлялась лишь регистрация писем, для чего использовалась небольшая система IBM S36 с 10 терминальными станциями. Года через два перешли на локальную сеть с сервером AT-386 и примерно 50 пользователями. Это потребовало разработать новое ПО на основе FoxPro. Его ядро, внедренное в промышленную эксплуатацию в 1995 году, используется до настоящего времени.
Автоматизация делопроизводства значительно упрощается с применением электронной почты. Когда началось ее внедрение в систему электронного документооборота?
Думаю, что мы стали одной из первых государственных структур, которая в 1991 году ввела в действие сеть электронной почты, в которой тогда было несколько абонентов с низкоскоростными модемами. В 1993 году абонентами почтовой сети были уже все префектуры и районные управы. Сегодня на узле электронной почты зарегистрировано около 2 тыс. индивидуальных и корпоративных абонентов правительства Москвы. Среднемесячный объем корреспонденции — 200 тыс. писем. Почта значительно упрощает внутреннюю переписку, экономит время и деньги, хотя официальные письма направляются в традиционном бумажном виде. С принятием закона о цифровой электронной подписи планируется дальнейшее сокращение бумажного документооборота.
Вы начинали практически на пустом месте, когда персонал мэрии не имел ни малейшего представления о возможностях компьютеров. Как удалось преодолеть неизбежные психологические проблемы?
Действительно, на первых порах вызывала протест даже установка персональных компьютеров в машбюро, а позже некоторые пользователи считали привычную теперь мышь сложным и неудобным инструментом. Но за последние восемь лет в учебном центре ИТЦ прошли подготовку около 2 тыс. человек, и они теперь способны работать и со специальными приложениями, обеспечивающими функционирование их подразделений, и с основными стандартными офисными приложениями. Кстати, в настоящее время используется не только текстовый редактор Word, но и «Лексикон», который вследствие своей простоты является стандартом для передачи документов в протокольный отдел.
Что можно сказать о достигнутых к настоящему времени результатах?
Создана развитая территориально распределенная информационная инфраструктура на базе городской волоконно-оптической сети передачи данных корпорации «Комкор». Первый фрагмент территориальной сети правительства Москвы введен в действие в 1994 году, когда были объединены локальные сети зданий мэрии и городской думы. В настоящее время к территориальной сети подключено около 3 тыс. пользователей нескольких десятков локальных сетей городских организаций. Поддерживается около 100 пакетов прикладных и общесистемных программ. В 1995 году по волоконно-оптическим линиям организована связь со всеми префектурами города, в последующие годы — с расположенными в различных районах департаментами, комитетами и управлениями, с городскими службами. В 2001 году завершено подключение районных управ. Если говорить о центральном аппарате правительства, то следует выделить локальные сети, обеспечивающие деятельность подразделений в комплексе зданий на Тверской и в здании бывшего СЭВ.
На каких аппаратных и программных средствах базируется территориальная сеть правительства Москвы?
Поддержка баз данных, электронной почты, реализация функций сетевого управления осуществляется с использованием полутора десятков Unix-серверов Sun Microsystems. В качестве серверов приложений применяются Intel-платформы, городская телекоммуникационная инфраструктура реализована на оборудовании Cisco Systems, а базовыми средствами локальных сетей являются устройства Nortel Networks. До сих пор мы ориентировались на сетевую операционную систему NetWare 5, а теперь осуществляется переход на шестую версию. В качестве платформы управления используется HP OpenView, объединенная с программными продуктами Veritas.
Одной из важнейших задач ИТЦ является, по-видимому, обеспечение постоянной работоспособности созданного информационного комплекса и возможности восстановления информации при возникновении нештатных ситуаций. Какими средствами это достигается?
Мы используем достаточно традиционные методы. Высокая готовность серверов, сетевого и телекоммуникационного оборудования обеспечивается резервированием основных узлов и применением средств автоматического восстановления работоспособности. Для дублирования и резервного копирования широко применяются массивы RAID и ленточные библиотеки. Важным фактором, гарантирующим надежную работу всех типов аппаратных средств, является организация бесперебойного питания на базе APC Symmetra Power Array и APC Silcon. Эти устройства, размещенные на различных объектах, дистанционно управляются из единого центра на Тверской. Благодаря всему комплексу мероприятий достигнуты положительные результаты: за последние два года в нашей информационной системе возникла только одна серьезная нештатная ситуация.
Насколько широко в деятельности ИТЦ применяются Internet-технологии?
ИТЦ в числе первых начал внедрять Internet-технологии для повышения эффективности деятельности крупных государственных структур. Наш первый Internet-сервер появился в 1995 году. Специалисты ИТЦ разработали и поддерживают Web-сайт правительства Москвы www.mos.ru. Создана собственная корпоративная сеть intranet, отделенная от внешнего мира межсетевыми экранами Cisco. Внутренние intranet-ресурсы обеспечивают деятельность справочной службы 777-7777, построенной на базе телефонного оборудования и операторского центра Avaya.
Существует выделенный сайт, содержащий данные информационных агентств, которые «на лету» обрабатываются и сортируются в соответствии с тематическими запросами пользователей на базе созданной нашими специалистами технологии VOCART.
Из сказанного следует, что коллектив ИТЦ должен осуществлять разработку и внедрение информационных систем, эксплуатацию разнотипного оборудования, сопровождение работы пользователей. Насколько все это удается сделать, опираясь на собственные ресурсы?
Проблема дефицита квалифицированных ИТ-кадров присуща, по-видимому, любой крупной государственной организации. Чтобы справляться со все возрастающим объемом задач, мы привлекаем специалистов сторонних организаций. Если говорить о разработке, то за нами остается постановка задач, когда, как правило, масса усилий тратится на согласование часто весьма разноречивых требований различных групп пользователей, а также создание наиболее ответственных приложений. В остальном же все больше расширяется сотрудничество с организациями-партнерами. Так, компания «Инфосистемы Джет» поддерживает серверы Sun и оборудование локальных сетей, «Атлантис Комьюникэйшнз» обеспечивает работу телекоммуникационного оборудования Cisco и оборудования Lucent в корпоративной телефонной сети, фирма «Инжиниринг+Электроникс» инсталлирует структурированные кабельные системы и создает комплексы гарантированного электропитания, а специалисты РДТЕХ оказывают поддержку в администрировании СУБД Oracle.
Каковы планы и задачи, которые предстоит решить специалистам ИТЦ?
Одна из важнейших задач на перспективу — создание интегрированного ядра информационной системы, чтобы повысить эффективность работы всех применяемых в настоящее время приложений. Специалистами ИТЦ разрабатывается технология, предоставляющая возможность объединения справочных систем и баз данных различных приложений, позволяя тем самым формировать гораздо более полные ответы на запросы пользователей. Осуществляется поэтапный переход на СУБД Oracle и разрабатывается новый пользовательский интерфейс. Не менее важное значение придается расширению возможностей телекоммуникационной инфраструктуры передачи данных, а также корпоративной телефонии на базе УАТС Definity. Совершенствуется система аудио- и видеоконференц-связи. Развитие информационных и телекоммуникационных служб корпоративной сети правительства Москвы ведется в направлении создания высокоэффективной, современной и надежной мультисервисной территориальной сети передачи данных.