Если корпоративных клиентов, нуждающихся в широкополосном доступе в Internet, но пока его не имеющих, в столице практически не осталось, то частный сектор рынка еще полупустой. Как считает директор по развитию бизнеса компании «Мастак» Александр Милицкий, сегодня в Москве существует около 500 сетей, подавляющее большинство которых — любительские, и только полтора десятка коммерческих компаний, работающих по лицензии.
Из 30 тыс. подключенных квартир более дорогой ADSL-доступ имеет очень незначительное число абонентов — около 2,5 тыс. Долю доступа по сетям кабельного телевидения оценить трудно, но она тоже невелика. Основная перспектива остается за решениями на базе Ethernet, которые до сих пор распространялись в виде «самостийных» локальных сетей, но, поскольку для многих занятых в этом бизнесе расходы в 20-30 тыс. долл. являются неподъемными, они идут на продажу своей абонентской базы и могут быть вытеснены с рынка.
Рентабельность этого бизнеса сопоставима с доходностью сотовой связи в начале 90-х годов: из 30 долл., которые платит в месяц средний абонент, затраты на содержание канальной части составляют примерно 5-7 долл. При наличии большой сети и низкой доле накладных расходов бизнес может быть чрезвычайно выгодным.
По словам директора медиа-проектов «МТУ Интел» Хачатура Арушанова, в свое время в результате выпуска на рынок пластиковых карт для оплаты Internet-услуг количество имеющих доступ в Internet по коммутируемым линиям в Москве за полтора года выросло пятикратно. Потенциально это будущие потребители услуг широкополосного доступа.
Выступивший же на открытии Российского Интернет-форума министр связи Леонид Рейман оценил прошедший год как успешный: рост ИТ-рынка составил 18%, объем рынка Internet-услуг вырос на 50% и достиг 220 млн. долл., а охват населения этими услугами — 3%. Количество домашних ПК, приходящихся на 100 жителей России, за 2001 год увеличилось с 6,4 до 7,5 штук.