РИФ 2002: представители традиционных магазинов делятся опытом онлайновой торговли
Леонид Новомлинский: «Главные интересы рынка переместились от электронной коммерции в сектор корпоративных решений» |
В своем докладе на шестом Российском Интернет-форуме директор департамента электронного бизнеса группы компаний TopS BI Леонид Новомлинский отметил, что в 2001 году главные интересы рынка переместились от электронной коммерции в сектор корпоративных решений. На РИФе эту тенденцию можно было наблюдать воочию: немногочисленные слушатели секции, посвященной электронной коммерции, терялись среди массы докладчиков, организаторов и представителей прессы. Выступающие пытались осветить большую часть вопросов, интересующих потенциального Internet-предпринимателя (готовые системы электронной коммерции, инструменты их построения и продвижения, возможности хостинга) и сетовали в кулуарах на отсутствие потенциальных заказчиков среди аудитории.
Оба представленных на форуме Internet-магазина «М.Видео» и «Вырастай-ка» (при онлайновой газете «С-Инфо Internet») прибыльны и несамостоятельны, то есть являются приложениями к традиционному бизнесу своих «родителей». И тому и другому для выхода на окупаемость потребовалось около двух лет при сознательном ограничении величины инвестиций. Правда, возникает вопрос о методе определения срока окупаемости, поскольку главный редактор «С-Инфо Internet» и директор магазина игрушек «Вырастай-ка» Федор Подколодный признался, что выделить из общего бизнеса затраты на развитие Internet-проекта затруднительно.
Сеть в Сети
Тем не менее опыт использования онлайнового канала сбыта компанией «М.Видео», имеющей крупную торговую сеть бытовой техники, достаточно показателен. Открывшийся летом 2000 года магазин изначально пытались позиционировать как независимый, с собственным доменным именем. Затем времена переменились, и компания разместила магазин на своем сайте. На первом этапе проекта электронной торговли Internet-канал использовался для привлечения новых клиентов, затем компания перешла к тому, чтобы стимулировать покупателей совершать покупки на сайте, стремясь таким образом сократить издержки. По свидетельству руководителя проекта дистанционной торговли «М.Видео» Александра Родионова, с достижением определенного объема транзакций продажи через Internet становятся более рентабельными, чем торговля через обычные магазины.
В настоящее время примерно 3% всех продаж «М.Видео» проходят через Internet-канал, причем эта доля по мере роста общего оборота торговой сети с 90 млн. долл. в 2000 году до 200 млн. в 2001-м сохранилась. С одной стороны, сайт является неплохим инструментом поддержки традиционного бизнеса и торговой марки: по данным опроса, проведенного «М.Видео», примерно 30% Internet-пользователей информация на сайте помогает совершить покупку в обычном магазине. С другой — «виртуальные» покупатели совершают покупки чаще, чем обычные, средний объем их заказов больше, а половина из них до сих пор ничего не приобретали в традиционных магазинах.
По словам Родионова, не многие из конкурентов «М.Видео» имеют аналогичные проекты, только «Рамстор» и 003.ru — на базе торговой сети «Аристон»; близка к запуску аналогичного сервиса торговая сеть «Техносила». У «Партии» и «Мира» пока подобных каналов сбыта нет по ряду причин: либо ресурсы отвлечены на более масштабные проекты, либо руководство не желает заниматься маленьким рыночным сегментом и недооценивает важность Internet-канала для получения конкурентных преимуществ.
Мир, дружба, офлайн
В духе времени даже системы Internet-платежей и те «обращают взор» в сторону «офлайнового» рынка. Pay Cash, по словам директора московского офиса Михаила Рогова, выполняет функцию автоматизированного клирингового центра для небольших торговцев, не связанных с Сетью. А исполнительный директор компании «Компьютерные и информационные технологии», разработавшей Web Money, Виктор Турсков анонсировал выход в ближайшее время двух новых платежных систем, «позволяющих выйти за рамки Internet». В том числе появится возможность проведения платежей между клиентами, имеющими счета в новой системе, по обычному телефону с тональным набором.
Кроме того, компании задумались и о переходе от взаимной критики к сотрудничеству. По мнению Рогова, единственный способ для платежной Internet-системы присутствовать в нишах, где по технологическим причинам она не может лидировать, — это построение шлюзов с другими системами. От появления опосредованного, через систему e-port, шлюза между прямыми конкурентами Pay Cash и Web Money выиграли как клиенты, так и обе системы, оперирующие с цифровой наличностью.