Средства автоматизации проектирования самолетов семейства Russian Regional Jet

Согласно прогнозам, в ближайшее время ожидается рост рынка авиаперевозок на 5%, а в следующее десятилетие из мирового парка будут списаны по старости около 1500 самолетов. Следовательно, понадобятся новые. Об одной из разработок российских конструкторов — столь необходимом сегодня как на внутреннем, так и на внешнем рынке самолете, шла речь с Алексеем Красновым, директором по информатизации компании «Гражданские Самолеты Сухого». Беседа состоялась на одной из встреч, традиционно проводимых компанией IBM для своих партнеров и клиентов.

Несмотря на радужные долгосрочные прогнозы, ближайшее будущее обещает стать весьма непростым как для российских авиаперевозчиков, так и для самолетостроителей. С апреля начинает действовать запрет на полеты над Европой самолетов Ту-134, Ил-62, Ил-76 и Ил-86, что означает потерю некоторых рейсов и повышение себестоимости перевозок по ряду направлений. «Аэрофлот» уже вывел из регулярного зарубежного расписания данные типы самолетов, оставив их только на рейсах в Сочи, Симферополь и Турцию. Авиакомпании пришлось совсем отказаться от маршрутов, где приемлемым был только Ту-134, — там, где был стабильный, но небольшой поток пассажиров. Анализ имеющихся сегодня типов самолетов показывает, что почти пустует рыночная ниша среднемагистральных (от 2,5 до 5,5 тыс. км.) авиалайнеров с пассажировместимостью 50-100 человек.

По словам Алексея Краснова, директора по информатизации ЗАО ГСС выбор CATIA/ENOVIA был определен широким распространением системы в гражданском авиастроении, а год работы с этой системой дал подтверждение в правильности выбора

В этих условиях как нельзя актуальным оказался совместный проект Boeing, КБ «Ильюшин» и ЗАО ГСС по созданию семейства российских регионально-магистральных самолетов (RRJ — Russian Regional Jet). Самолеты современной комфортности (ширина салона больше, чем у Boeing 737, максимум удобств для пассажиров), рассчитанные на дальность действия в примерном радиусе от Москвы до Иркутска, Дели, Лиссабона и емкость салона 55-95 человек и грузоподъемность от 6420 до 11870 кг в зависимости от модификации, как предполагается, будут управляться двумя пилотами. Обязанности участников проекта распределяются следующим образом: «Ильюшин» — подготовка RRJ к сертификации по всем параметрам для России, США, Европы; ГСС — проектирование и изготовление; Boeing — консалтинг, поддержка сопровождения и обслуживания самолетов RRJ по всему миру. Ожидается, что половина выпускаемых машин будет продаваться за рубеж. В год консорциум намерен выпускать в России 45 машин. Согласно бизнес-плану, до 2020 года намечено сделать до 700 машин; уже поступили заявки на 200 лайнеров. До 2006 года, когда ожидается выпуск первого самолета, в программу планируется инвестировать 530 млн. долл.

Семейство RRJ состоит из трех моделей: младшей RRJ 55 (вместимость 55 человек), средней RRJ 75 и старшей RRJ 95, которые отличаются по числу вставок в фюзеляже. Большинство изделий авиастроения имеют множество версий, модификаций, вариантов исполнения, рассчитанных на определенные условия. Например, компоновка пассажирского салона RRJ предусматривает два класса либо один класс, следовательно, устанавливается одна съемная перегородка. Все это делает проект многовариантным и требует введения такой категории, как конфигурация. При этом каждая из конфигураций должна обладать всеми свойствами целого проекта, а главное, содержать само это правило комплектации как исполняемую программу.

Уже из этого краткого перечисления требований, к которым добавляется и ограниченное время, ясно следует, что без управляемого процесса конструирования и высокопроизводительных средств автоматизации проект RRJ не поднять.

Для выполнения работ была выбрана система автоматизированного проектирования CATIA, как базовая в гражданском авиастроении. Опыт работы с ней является сегодня одним из ключевых требований для участия в международной кооперации по созданию авиационной техники. В прошлом году компания «Гетнет» поставила в ГСС систему CATIA v.5, которая, по мнению участников проекта, позволит эффективно организовать работу команды специалистов и за пять лет создать новое семейство лайнеров при снижении рисков на 20-30%.

Рабочие места в ГСС оборудованы NT-станциями от IBM и HP, оснащенными CATIA и ENOVIA DMU. Их задача — обеспечить доступность всей информации, накопленной по проекту. Все, что было создано ранее, найдет отражение в проекте. Весь опыт высококвалифицированных специалистов, зафиксированный в описаниях методов проектирования, передается менее подготовленным работникам, что позволяет решать проблему кадров. Для ускорения сроков не обойтись и без параллельной разработки — проектирование происходит одновременно с подготовкой оснастки, планированием производственных помещений.

К настоящему времени в ГСС решены принципиальные вопросы организации проектирования в рамках концепции «цифрового предприятия», подразумевающего параллельную работу различных служб с единой цифровой моделью самолета. В конце прошлого года был подписан новый контракт между ГСС и IBM на поставку дополнительных рабочих мест CATIA для отладки процедур работы в едином цифровом пространстве доступа, организации и управления данными.


Почему RRJ

В целом «Аэрофлот» закончил прошлый год достаточно удачно, хотя события 11 сентября полностью переформировали рынок авиаперевозок, и практически все авиакомпании понесли рекордные за всю историю отрасли потери. Многие были вынуждены объявить себя банкротами, рабочие места потеряли около 200 тыс. человек. Под сомнением будущее таких национальных авиаперевозчиков, как Aer Lingus (Ирландия), Alitalia (Италия) и Olympic (Греция). Американским компаниям позволила выжить невиданная доселе господдержка — в общей сложности правительство США выделило авиакомпаниям 15 млрд. долл. на компенсацию расходов по усилению безопасности перелетов и страховку. Отечественные авиаперевозчики и авиастроители в последнее время не избалованы таким вниманием государства, и им в этой ситуации никак нельзя разбрасываться долями рынка, отдавая стабильные, но малопоточные зарубежные направления конкурентам, не говоря уже о внутреннем рынке. Самолеты RRJ вполне способны помочь российским компаниям сохранить и упрочить свои позиции. Сегодня в выигрыше оказались как раз небольшие и высокорентабельные авиакомпании наподобие английской Easyjet, которые сбивают цены на билеты и охватывают значительную часть рынка, в то время как крупные авиаперевозчики сокращают свое присутствие. Между прочим, эти небольшие компании эксплуатируют парк именно среднемагистральных самолетов, самый большой из которых Boeing 737-300. Возможно, будущее как раз за небольшими, мобильными компаниями, тем более что у нас популярны и чартерные рейсы, главная трудность формирования которых сегодня — обеспечение полной заполняемости. А с RRJ эта проблема решается проще.