Деловые игры ВКББ — обучение не только работе на рынке, но и инструментам работы на рынке

Увы, не часто интеллектуал, отягощенный учеными степенями, находит, как сейчас говорят, бизнес-модели, способные заставить процесс удовлетворения научного любопытства приносить деньги. Заведующий лабораторией имитационного моделирования и деловых игр МГУ Александр Тимохов не захотел расстаться с наработками в области моделирования экономических процессов.

Игровая «конверсия»

После каждого «хода» сервер пересчитывает «рыночную ситуацию», объявляет, сколько продукции удалось продать, подсчитывает текущие показатели компании и конкурентов и прогнозирует некоторые будущие показатели

Конечно, создание деловых игр — не та область, которая может порадовать быстрой отдачей инвестиций. Инвестиции же в данном случае — не только затраты на программирование и маркетинг игр, но прежде всего годы исследований. Теоретик Тимохов создал и возглавил небольшую фирму «Гросс-Аудит». Опыт, полученный в аудиторской деятельности, помогает совершенствовать деловые игры с точки зрения функциональности и лучшего понимания цели. А цель эта состоит в том, чтобы обучить будущих топ-менеджеров управлять финансовыми потоками и принимать решения не на основе интуиции, а руководствуясь срезами информации, которые предоставляют современные аналитические инструменты. Игры, разработанные Тимоховым уже в рамках новой руководимой им компании «Высшие компьютерные курсы бизнеса» (ВККБ), начинают приносить все больший доход.

Заключительным аккордом преподаваемых Тимоховым курсов (например, курс в Академии народного хозяйства, который называется «Финансовый директор»), является сеанс игры в «Корпорацию Плюс». Поскольку я однажды участвовал в играх, проводимых ВККБ, могу описать свои наблюдения и ощущения. Это были курсы обучения игре: ее правилам, ее тонкостям, администрированию; всего на это отводилось три дня. Ну и собственно игра, разумеется, — в каждый из трех дней. В сеансе участвовало 10 команд по два человека (нажимает на клавиши только один, но вдвоем есть возможность обсудить варианты). Признаюсь, «Корпорация Плюс» — азартная игра. Добровольно оторваться от нее мне не удалось. Однако, ближе к делу.

Игра

Капитал позволяет покупать некое оборудование трех типов, обладающее разной стоимостью и производительностью. Объемы сделок определяются «рыночной ситуацией». Формируется она действиями компаний-участников и тем же количеством «фоновых» компаний, действия которых генерирует сервер в соответствии с вложенными в него алгоритмами. После каждого «хода» сервер пересчитывает «рыночную ситуацию», объявляет, сколько продукции удалось продать, подсчитывает текущие показатели компании и конкурентов и прогнозирует некоторые будущие показатели.

Игра запрограммирована довольно жестко: видов продукции ровно три, параметры «рыночных механизмов» не настраиваются, система не рассчитана на возможную смену интерфейсов пользователя. В этом есть и плюсы, и минусы. Производитель, поработав теоретически над моделями и поэкспериментировав на игроках, отладил механизм игры и, понимая, что даже небольшие изменения могут сделать игру неинтересной — кто-то слишком быстро проиграет, кто-то воспользуется выигрышной стратегией, — зафиксировал окончательную версию.

С другой стороны, внесение изменений и расширение функциональности будет возможно, видимо, только при появлении новой версии, а пока пользователи не имеют возможности настроить ее под свои задачи самостоятельно. В этом специфика бизнес-модели ВКББ. Крупные корпорации заказывают ей «свою», отраслевую игру, а не с помощью третьих фирм приспосабливают ее под свои нужды.

Показательна переписка на сайте компании, где в ответ на совет разработчикам создать «хулиганскую бета-версию с обвалами национальной валюты, кризисами, проблемами с поставками», говорится: «Дело в том, что наши программные продукты в основном нацелены на изучение основ экономического и управленческого анализа, финансового менеджмента. У нас вызревает идея сделать игру более непредсказуемой и, как ни удивительно, «игровой», то есть с обвалами рынков, случайностями, непредсказуемым поведением конкурентов и т.д. Но это уже будет совсем другой программный продукт, с другим целевым назначением».

Тимохов подчеркивает: «Мы из опыта знаем, что на самом деле нужно руководителю предприятия, и стараемся дать ему то, что может пригодиться в работе, хотя он сам об этом, возможно, еще и не знает. Мы не понаслышке знаем, как надо работать с планами счетов, знакомы с особенностями налогообложения, финансовой отчетности, финансового анализа, и поэтому имитируем все это достаточно профессионально».

На своем месте

Свою нишу на не таком уж тесном, но и не пустом рынке деловых игр ВККБ определяет достаточно узко. В играх типа КОББИ — действительно «играх» — заложено меньше математики, а значит, они в меньшей степени должны подходить учебным заведениям и большим корпорациям. Самый серьезный конкурент, «Дельта», является русифицированной версией западной игры, поэтому особенности отечественного бухучета в нее не заложены. Аналитические возможности игры наводят на мысль о применении ее уже не как игры, а как собственно аналитической программы.

Тимохов трезво оценивает возможности «Корпорации»: «В игру заложена замкнутая математическая модель, которая, пожалуй, годится для учебных целей, но, конечно же, недостаточна для того, чтобы вписывать ее в многомерную задачу реальной аналитической системы». Создавать же отдельную версию для настоящей аналитики в ВККБ не планируют, трезво оценивая свои силы. Средства в программные разработки пока что вкладывались аккуратно, и руководство к рискованным действиям не расположено: как и в игре, в проведенном мною сеансе авантюристы были «рынком» немедленно наказаны, а излишне романтичные предприниматели не преуспели. Модные обороты типа «агрессивный маркетинг» или «агрессивное вхождение в рынок» к ВККБ неприменимы.

В мире деловых игр принято проводить чемпионаты, в том числе по Internet. На то они и игры. Это обычно резко увеличивает популярность, но требует дополнительных расходов. Прежде всего должны быть соответствующие технические возможности. В «Корпорацию» можно играть по локальной сети, Internet-версия планируется, но ее пока в готовом виде нет. Что касается маркетинговых усилий, то наиболее шумные чемпионаты проводились по играм «Дельта» и «Моделирование экономики и менеджмента». Первая из них принадлежит фонду Хайнца Никсдорфа. Вторая тоже продвигается фондом — на этот раз межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых». ВККБ ищет поддержки с другой стороны. Заинтересованность в деловых играх демонстрируют власти. Игры серии «Корпорация» рассматривались несколькими ведомствами как кандидаты в «рекомендованные для учебных заведений».