Человек не может прожить без магазина, а современный магазин — без высоких технологий. На Западе даже появляются полностью автоматизированные магазины, в которых все операции — от поиска товара по залу до приема денег — выполняются без участия персонала торговой организации.
Для дальнейшего увеличения производительности работы кассира созданы POS-терминалы с сенсорным экраном. На мониторе, который повернут к покупателю, может показываться информация о покупке, а также реклама сопутствующих товаров |
Производители торгового оборудования стремятся разрабатывать свои продукты так, чтобы они заменяли людей или хотя бы снижали требование к их квалификации. Так что постепенно и покупателям приходится осваивать высокие технологии торговли. Основным и самым заметным торговым оборудованием являются контрольно-кассовые машины, которые также называются POS-терминалами (Point-of-Sales — «точка продажи»). Через них проходят все покупатели, поэтому пропускная способность магазина во многом зависит от эффективности работы кассира за POS-терминалом. Кроме подсчета суммы покупки и подготовки чека, POS-терминал занимается сбором различной информации, которая может оказаться существенной при оформлении покупки. Например, с его помощью можно реализовать специальные скидки для постоянных клиентов или на скоропортящиеся товары. Кроме того, POS-терминал может заниматься авторизацией пластиковых карт, для этого достаточно установить на него устройство считывания, а программное обеспечение POS-терминалов уже умеет взаимодействовать с авторизационным центром. Накопленная с помощью POS-терминала информация в дальнейшем используется для анализа стратегии продаж и других внутренних нужд магазина.
Собственно, сами POS-терминалы по происхождению можно разделить на два класса: известных фирм и PC POS. Наиболее известные производители — компании IBM, NCR, Fujitsu и Vincor Nixdorf, в исполнении которых POS-терминал — это специализированный промышленный компьютер, оптимизированный для задач торговли. В нем, как правило, используются нестандартные, но эффективные компоненты и решения. Внимание уделяется не производительности, а надежности, функциональным возможностям и эргономическим характеристикам. В частности, в них хорошо продумана кабельная система: питание на периферийные устройства, такие как сканеры штрих-кодов, приходится подавать с POS-терминала, для чего в нем предусмотрен более мощный блок питания. При разработке фирменных POS-терминалов вырабатывается единая программно-аппаратная платформа, которая в течение некоторого времени будет удовлетворять потребности торговли. Решения категории PC POS — это конструктор, состоящий из стандартных узлов и собирающийся в единую систему с использованием стандартных интерфейсов. Российские производители, такие как «Аккорд КФ» и IPC, производят именно подобные системы.
В Европе сложились определенные нормативы на скорость обслуживания клиентов. Так, обработка одной большой покупательской тележки должна в среднем занимать минуту на сканирование и минуту на денежные расчеты. Поэтому основная цель разработчиков периферии POS-терминала — повысить эффективность работы кассира. Увеличения производительности кассира можно добиться за счет фронтальной компоновки периферии POS-терминала. Суть ее в таком расположении оборудования, при котором количество движений кассира минимально. По данным западных исследователей, правильная компоновка рабочего места позволяет на 30% ускорить работу кассира. В частности, на такую компоновку перешли столичные сети магазинов «Перекресток» и «Рамстор».
В России скорости сканирования пока не уделяют особого внимания, так как проще увеличить число POS-терминалов, однако в некоторых магазинах уже внедряют биоптические сканеры, у которых есть два окна для сканирования, позволяющие быстрее работать со штрих-кодами. Западный опыт показывает, что комбинированные сканеры, которые могут работать как в стационарном, так и в ручном режиме, постепенно вытесняют ручные. Стационарный сканер по сравнению с ручным дает выигрыш не менее 13%, к тому же у кассира руки остаются свободными.
Для дальнейшего увеличения производительности работы кассира созданы POS-терминалы с сенсорным экраном, работать с которыми оказалось удобнее, поскольку интерфейс можно подстраивать под конкретного покупателя. Также появились кассы с двумя мониторами: один для кассира, а второй для покупателя. На мониторе, который повернут к покупателю, может показываться информация о покупке, а также реклама сопутствующих товаров. Правда, в России такое оборудование еще не получило распространения, поскольку оба решения сделают систему дороже, а отдача от их применения не столь очевидна.
Подготовить кадры для работы с высокотехнологичным оборудованием оказалось проще и дешевле. К тому же POS-терминал собирает статистику, которая позволяет оценить качество работы кассира, что дает возможность более эффективно управлять персоналом, практикуя различные системы премирования.
Торговый зал
Основным оборудованием, используемым в торговом зале, являются терминалы сбора данных — сейчас эти устройства начинают называть мобильными или ручными компьютерами. Мобильные терминалы применяются в основном для ценового контроля, допечатки ценников (вместе с принтером), перемаркировки товаров и инвентаризации (как выборочной, так и сплошной, при которой магазин приходится закрывать). На складе эти устройства также можно использовать на приемке, для контроля внутренних перемещений, при переоценке товара и на подаче в торговый зал. Собственно, возможности ручных терминалов практически безграничны — все зависит только от программного обеспечения и фантазии владельца магазина.
Мобильные терминалы удобно использовать при торговле по образцам, когда покупатель изучает характеристики продукта по базовой модели, а затем покупает товар со склада. Обычно покупатель выбирал товар, менеджер выписывал чек, покупатель его оплачивал и шел на склад за покупкой. С использованием мобильных терминалов, снабженных радиоподключением, можно автоматизировать все операции, кроме собственно оплаты чека. Кроме того, при помощи мобильного терминала можно изучить не только состояние локального склада магазина, но и состояние соседних магазинов сети или даже центральной базы. В результате магазин может продавать товар прямо со склада, например, с доставкой на дом, и не потерять покупателя, даже если товара нет в магазине. Такая схема продажи позволяет уменьшить объем склада магазина и за счет этого расширить ассортимент. Одним из распространенных примеров торговли по образцам является ресторан, где можно набрать меню на мобильном терминале, и оно тут же по радиоканалу попадет на кухню. Такие технологии обслуживания клиентов уже появились и в российских ресторанах.
Для получения информации с мобильного терминала можно использовать радиоканал или синхронизировать данные по проводному подключению, что требует более дорогих моделей. Понятно, что организация радиосети в пределах магазина обойдется недешево, в том числе и по юридическим причинам, но в результате можно получить новое качество. Кроме подключения мобильных терминалов, по радиоканалу можно подключать весы, этикеточные принтеры, да и сами POS-терминалы, например, если они могут перемещаться по торговому залу или прокладка кабельной инфраструктуры стоит слишком дорого. Когда же радиосеть установлена, ее можно использовать в том числе и для IP-телефонии. Именно поэтому спрос на системы для организации радиосети магазина сейчас сильно вырос, хотя впервые появились они на рынке еще в 1996 году.
В некоторых магазинах появляются устройства для проверки стоимости покупки. Они оснащены сканером штрих-кодов и экраном, отображающим различную информацию о товарах. Эти же устройства можно использовать и как информационные киоски для поиска товара по залу, получения консультации о товаре и других целей.
Высокие технологии применяют и для защиты от правонарушений. Правда, системы защиты от воровства хорошо работают в магазинах с открытой выкладкой товаров, однако эффективны они только там, где товар стоит достаточно дорого. Впрочем, в гипермаркетах устанавливать такие системы стоит в любом случае, поскольку площади большие, вероятность воровства выше, а проследить за посетителями сложнее. Логично установить в магазине и системы видеонаблюдения, однако, чтобы гарантированно зафиксировать правонарушение, с ними нужно уметь работать. Дело в том, что при увеличении числа камер следить за ними становится сложно и нужно научиться взаимодействовать с какими-то другими системами, например с контрольными воротами на выходе. Кроме того, нужно обеспечить адекватную реакцию охраны.
Программное обеспечение
Совершенствование торговой периферии постепенно приводит и к изменению программного обеспечения, предназначенного для торговых предприятий. В частности, накопление POS-терминалами обширной статистики по продажам позволяет проводить анализ покупок, адекватно управлять работой кассиров, использовать эти данные для оперативного принятия решений по заказу товаров и расширению ассортимента. Поэтому с увеличением популярности высокоинтеллектуальных устройств в торговле появился спрос и на адекватную их поддержку и соответствующее программное обеспечение. Например, на Западе есть такое понятие, как потерянная покупка, когда покупатель хотел конкретный товар, а в наличии был только близкий по характеристикам, но не тот. POS-терминалы умеют отлавливать такие ситуации и подводить по ним статистику, которая в дальнейшем используется для расширения ассортимента. К подобным технологиям уже проявляют интерес и в России, поэтому потребность в разработчиках соответствующего программного обеспечения резко возрастает.
Именно поэтому рынок программного обеспечения для розничной торговли у нас развивается очень активно. До недавнего времени российские разработчики такого ПО учитывали пожелания потребителей, но за последние полтора года ситуация изменилась. Возник спрос на комплексные торговые системы западного образца, когда владелец магазина может потребовать полное решение — от кассы до бухгалтерской системы из одних рук. На Западе же наблюдается сегментация рынка автоматизированных систем по узким торговым отраслям — продовольственная и промтоварная торговля, супермаркеты, гипермаркеты и другие специализированные магазины. Это логично, поскольку для продовольственного магазина несущественны цвет и размер товаров, а для магазина промышленных товаров — сроки хранения. Поэтому со временем и в России произойдет аналогичная сегментация торговых систем.
С новыми возможностями появляются и новые проблемы. В частности, владельцам магазинов придется больше внимания уделять защите от сбоев электропитания и более придирчиво подходить к выбору операционных систем для POS-терминалов. Кроме того, появляются и такие угрозы, которые были вообще невозможны до появления сложного вычислительного комплекса. Например, злоумышленник может прийти в магазин со своим мобильным терминалом, работающим через радиосеть, и попытаться изнутри взломать локальную сеть магазина. При этом последствия могут оказаться самыми непредсказуемыми.
Наконец, с увеличением разнообразия платформ периферийных устройств, их коммуникационных и вычислительных возможностей меняются требования к гибкости системной инфраструктуры, а развитие интеллектуальных приложений «переднего плана» принципиально меняет традиционное распределение определенных функций обработки между клиентской и серверной частями программной системы.