Руководители компании «Лаборатория Касперского» объявили во время IV ежегодной партнерской конференции, проведенной в феврале в Праге, о создании платформенно-независимого ядра антивирусного программного обеспечения, получившего название «Прага 4.0».
В «Лаборатории Касперского» утверждают, что идея создания платформенно-независимого антивирусного ядра возникла именно в Праге |
Отличительная особенность антивирусных систем на базе платформы «Прага 4.0» — применение встроенных модулей программной обработки, как в самом ядре, так и в антивирусных базах и их обновлениях. По словам генерального директора компании Натальи Касперской, работа над этим масштабным проектом длилась около четырех лет. Его появление существенно увеличивает скорость создания продуктов для различных платформ, обеспечивает расширение функциональности базового ПО (в частности, за счет возможности контентной фильтрации), а также закладывает фундамент создания комплексных систем безопасности.
Диверсификация бизнеса
По оценкам специалистов «Лаборатории», в ближайшие два года объем отечественного рынка антивирусных программ увеличится на 30-40% на фоне удвоения суммарного объема рынка средств защиты информации. Заметно возрастет доля поставок систем контроля доступа, управления средствами безопасности, фильтрации информации, межсетевых экранов. Однако «антивирусный» сегмент останется все еще значительным и в 2003 году составит около 30% рынка.
В то же время все более возрастающий в нашей стране интерес к системам безопасности свидетельствует о потребности пользователей в средствах комплексной защиты, а не только в автономных антивирусных программах.
В «Лаборатории» полагают, что для диверсификации бизнеса, отвечающей современным тенденциям рынка, в значительной степени могут применяться продукты на основе фильтрации информации.
«Контентная фильтрация логически близка к антивирусным технологиям, а в межсетевых экранах производится анализ поступающих данных и их оценка по заданным параметрам», — поясняет Касперская.
В настоящее время наряду с совершенствованием антивирусного инструментария готовится к бета-тестированию распределенный межсетевой экран Kaspersky Distributed Firewall. Он будет применяться и в корпоративных информационных комплексах, и в системах защиты малых и средних предприятий. Для домашних пользователей предназначается Kaspersky Personal Firewall. Поддержка контентной фильтрации, которая может применяться, например, для перехвата почтовых сообщений, как ожидается, появится в мае. Выпуск еще одного продукта нового класса, корпоративной системы защиты от внутренних угроз, ожидается не ранее конца 2002 года. Наряду с этим разрабатываются продукты, обеспечивающие безопасность электронных персональных секретарей, работающих под управлением Windows CE.
Летом планируется выпустить программное обеспечение управления для сетей с различными операционными системами. Network Control Center, система сетевого управления продуктами «Лаборатории», — достаточно характерный пример нового инструментария «общего назначения», которое обеспечивает дистанционную установку и обновление программ, диспетчеризацию их работы, формирование отчетов и рассылку предупреждений об атаках. Наряду с автономной работой предусмотрена интеграция Network Control Center с такими популярными системами управления, как HP OpenView или Tivoli.
Приоритеты и перспективы
На сегодняшний день основной рыночный сегмент «Лаборатории» — предприятия малого и среднего бизнеса, обеспечивающие более 70% оборота компании. Наряду с сохранением темпов роста и увеличением доли рынка в этой области к приоритетным задачам в 2002 году относится активизация бизнеса в «самом перспективном и неохваченном» корпоративном секторе. В 2001 году поставки продуктов и решений крупным предприятиям определяли около трети доходов «Лаборатории». В текущем году планируется увеличить российские корпоративные продажи втрое.
Отличительная особенность антивирусных систем на базе платформы «Прага 4.0» — применение встроенных модулей программной обработки как в самом ядре, так и в антивирусных базах и их обновлениях |
В «Лаборатории» полагают, что основное внимание при развитии отношений с корпоративными клиентами должно быть уделено увеличению объемов и улучшению качества таких услуг, как консалтинг и техническая поддержка, «не только обеспечивающих рост доходов, но и повышающих доверие заказчиков». Касперская подчеркивает, что Kaspersky Corporate Suite — настраиваемое решение, и для эффективного его использования требуется проведение анализа корпоративной информационной системы и определение ее наиболее уязвимых точек, тестирование сети, адаптация программного обеспечения с учетом конкретных требований заказчиков. Опыт работы в банковской сфере и с государственными предприятиями показывает, что сегодня средняя стоимость «антивирусного» корпоративного проекта составляет несколько десятков тысяч долларов, причем доходы от услуг и поставляемых продуктов распределяются приблизительно поровну.
По собственным оценкам «Лаборатории», в области корпоративных антивирусных решений лидирует компания Symantec, которой принадлежит 40% сегмента рынка России и других стран СНГ, «Лаборатория Касперского» обладает 35%, «ДиалогНаука» — 15%. Изменению этого положения должны способствовать технологическое развитие имеющихся, а также проектирование и разработка новых типов продуктов, обеспечивающих предоставление комплексных решений корпоративной безопасности и проведение ряда организационных мероприятий.
К числу таких мероприятий относится заключение стратегического альянса с компанией Ernst&Young (см. Computerworld Россия от 5 февраля 2002 года), в результате которого началась совместная реализация проектов для нескольких крупных предприятий. Ведутся переговоры с большинством наиболее известных отечественных интеграторов, ожидается подписание новых соглашений. Для работы с корпоративными заказчиками сформирован отдел консалтинга и планируется создание операторского центра для их поддержки.
В настоящее время российские и зарубежные доходы «Лаборатории» распределяются приблизительно поровну. Одной из главных задач текущего года Касперская считает международную экспансию. «За последний год численность «Лаборатории» удвоилась, и дальнейшее развитие бизнеса требует реорганизации ее структуры. Принято решение создать отдельную компанию, отвечающую за деятельность в России, странах СНГ и Балтии. Это позволит сконцентрировать усилия специалистов для работы на различных рынках и увеличить как «внутренние», так и международные продажи», — считает Касперская.
Среди стратегических задач «Лаборатории» — завоевание к 2004 году 5% мирового рынка антивирусных продуктов и 1% рынка систем безопасности. Ожидается, что реализация всех намеченных планов позволит почти в три раза увеличить доходы компании за период с 2002 по 2004 год.