Internet ставит новые сложные задачи перед производителями систем ERP
Хенниг Кагерманн: «Изменившиеся требования заказчиков требуют интеграции традиционных модулей ERP с программным обеспечением для CRM и SCM» |
Многие специалисты полагают, что изменение объемов продаж вызвано достижениями производителей в согласовании традиционных систем ERP с приложениями для управления отношениями с клиентами (CRM — customer relationship management), управления цепочками поставок (SCM — supply chain management), а также предоставлением пользователям доступа к интегрированной сводной информации через Internet. Однако эксперты утверждают, что достичь полной стыковки ERP с бизнес-приложениями независимых разработчиков пока не удалось, и производителям ERP предстоит еще много потрудиться, если они хотят привлечь больше клиентов и добиться устойчивого роста рынка.
Интеграция ERP с соответствующими пакетами различных разработчиков и предоставление конечным пользователям возможностей доступа к системе через Internet — задача не из легких как для производителей ERP, так и для тех, кто внедряет подобные системы. В марте прошлого года на выставке CeBIT в Ганновере голландская компания Baan объявила о начале работ по интеграции своих систем ERP, CRM и SCM с программным обеспечением WonderWare FactorySuite. Компании Baan и WonderWare объединили свои усилия после того, как в 2000 году корпорация Invensys, которой принадлежит WonderWare, купила Baan, испытывавшую тогда значительные финансовые затруднения.
Oracle выпустила собственную версию интегрированного комплекса Oracle e-Business Suite. Корпорация предлагает систему категории ERP, интегрированную с пакетами CRM и SCM.
По данным GartnerGroup, самым крупным производителем ERP, несомненно, является немецкая SAP, которой принадлежат 35% этого рынка. SAP предложила интегрированный комплекс MySAP.com. В его состав входят ERP, CRM и другие программы деловой направленности, которые можно интегрировать друг с другом посредством Internet-порталов.
Производители ERP вынуждены открывать свои системы для подключения программных продуктов независимых разработчиков, так как широкое использование Internet существенно изменило способы ведения бизнеса. В частности, клиенты требуют подключения к системам поставщиков для отслеживания прохождения своих заказов и другой информации. Эти требования, по мнению экспертов, привели к созданию нового поколения систем ERP.
Прежде в задачу ERP входила интеграция различных подразделений внутри предприятия, чаще всего промышленного. Для этого существовали различные модули: распределения (дистрибуции), бухгалтерии, управления кадрами и автоматизации производственных процессов. Из программных модулей создавались конфигурации в соответствии с требованиями компаний-заказчиков. Но все это делалось в рамках одного предприятия.
Хенниг Кагерманн, генеральный директор компании SAP, отмечает изменения в требованиях заказчиков. Теперь пользователь хочет иметь доступ в системы дистрибьюторов через Internet, чтобы получать информацию о наличии на складах нужной ему продукции. А дистрибьютор хочет знать, на какой стадии производственного процесса находится в данный момент интересующая его продукция. Из этого вытекает необходимость интеграции традиционных модулей ERP с ПО для CRM и SCM.
Найджел Рейнор из GartnerGroup убежден в необходимости интеграции ERP, CRM и SCM в едином программном решении. Рэйнор подчеркивает значение доступности через Web данных, хранящихся в системах ERP, и считает, что производители ERP должны открыть свои системы для использования XML, поскольку возможности этого языка для форматирования данных существенно больше, чем у HTML.
Рейнор также поведал, что некоторые производители разрабатывают собственное промежуточное программное обеспечение для согласования систем. Так поступают, в частности, J.D. Edwards, PeopleSoft и Oracle.
По словам Рейнора, для подобных систем получило распространение название ERP2.
Джошуа Гринбаум, глава компании Enterprise Applications Consulting, описал принцип работы системы на примере обувной компании. Клиент, желающий заказать, например, 10 тыс. пар обуви от производителя, должен иметь возможность подключиться по Internet к системе CRM и разместить свой заказ. Система обработает заказ, проверит клиента по своей базе данных, выяснит, например, нет ли у него особых требований или неуплаченных долгов. При благоприятном результате проверки заказ может быть принят к исполнению.
Затем заказ будет автоматически передан в систему SCM, которая проверит, имеет ли предприятие достаточный запас сырья для изготовления заказанной партии обуви. Если сырья нет, то в идеале система SCM или ERP должна иметь возможность заказать материал.
После этого система ERP обработает заказ и подготовит отгрузочные документы. Затем она снова обратится к системе SCM, которая оповестит службу материально-технического снабжения, чтобы обеспечить своевременную доставку заказа в нужное место. Затем информация вновь будет передана в финансовый модуль системы ERP для отправки подтверждения доставки и счетов-фактур.
Все это должно выполняться автоматически, но такое возможно только при полной автоматизации каждого элемента цепочки, в противном случае все развалится.
Прежде чем организовать работу через Internet, производители должны интегрировать свои программы в автономном режиме. Тогда пользователи, обратившиеся к системам из Web, смогут получить весь комплекс информации.