Начав с центрального офиса, компания планирует продолжить автоматизацию в своих филиалах
Проект по автоматизации нефтяной компании СИДАНКО стартовал без малого три года назад и начался с внедрения системы «Галактика» в центральном офисе. Следующим шагом должно стать переоснащение филиалов современными информационными системами. Впрочем, обо всем по порядку.
Вертикальная интеграция
Алексей Хитров: «Проект по автоматизации оказал благотворное влияние на компанию» |
Головной офис находится в Москве, дочерние предприятия расположены в Поволжье, Удмуртии и Западной Сибири. В общей сложности в СИДАНКО работает около 40 тыс. человек, из них в московском офисе — около 250 сотрудников.
Доход компании в 2000 году составил более 540 млн. долл., чистая прибыль — свыше 135 млн. долл. Основными акционерами компании являются «Альфа Групп» и British Petroleum. Согласно решению акционеров, оперативное управление компанией осуществляют представители BP.
Эволюция ИТ в центральном офисе
Становление ИТ-инфраструктуры в головном офисе СИДАНКО шло тем же путем, что и на многих других отечественных предприятиях: от отдельно стоящих компьютеров и разрозненных автоматизированных участков к созданию единой системы учета и управления. В частности, до 1998 года имелись бухгалтерский пакет и несколько отдельных рабочих мест, на которых осуществлялись учет нефтепродуктов, экспортных операций и пр.
В 1998 году по инициативе руководителей компании, осознавших объективную необходимость перехода к интегрированной информационной системе, начался поиск программного продукта, который должен был стать основой единой системы. Руководители и ведущие ИТ-специалисты компании изучили опыт других предприятий своей отрасли и ознакомились с рядом продуктов — и западных, и отечественных.
Несмотря на то что на предприятиях BP, чьи представители составляют костяк высшего менеджмента СИДАНКО, применяются западные системы (в частности, SAP R/3 и SunSystems), выбор был сделан не в их пользу. По словам Алексея Хитрова, директора департамента информационных систем и автоматизации СИДАНКО, функциональность западных продуктов была признана избыточной, а сами продукты — громоздкими и не полностью отвечающими российской специфике.
Положившись на знания и опыт ИТ-специалистов СИДАНКО, топ-менеджмент компании одобрил их рекомендацию по развертыванию системы «Галактика».
«Оценивая программные продукты, мы ставили во главу угла соотношение производительности, качества, ?тяжести? продукта и адекватности задачам, которые должны решаться с его помощью в нашей компании. Не секрет, что многие российские компании нефтегазовой отрасли нацелены на внедрение ?тяжелых? систем. Мы выбрали иной путь. Считаю, что мы поступили правильно, взвесив все плюсы и минусы нашего решения», — поясняет Хитров. В апреле 1999 года был подписан договор о внедрении «Галактики» в центральном офисе компании.
Развертывание «Галактики»
Внедренческий проект включал все обычные стадии: предпроектное обследование, обучение пользователей, настройку системы, поэтапную сдачу отдельных подсистем в опытную, а затем в промышленную эксплуатацию. На разных этапах проекта поддержу внедрению оказывали большинство топ-менеджеров СИДАНКО.
Реализация внедренческого проекта позволила формализовать и упорядочить бизнес-процессы и информационные потоки центрального офиса. Хитров считает, что сопутствующие проекту перемены оказали благотворное влияние на компанию. Бизнес-процессы стали гораздо прозрачнее как для руководителей, так и для непосредственных исполнителей.
«Создание единого информационного пространства позволило сотрудникам центрального офиса осознать, каким образом результаты их деятельности влияют на работу компании в целом. Сотрудники стали более ответственно относиться к своей работе, — добавляет Хитров. — Кроме того, качественно изменилась культура работы с информацией».
В самом начале внедрения в компании провели широкую разъяснительную работу среди пользователей, чтобы убедить их в необходимости развертывания системы, неотвратимости организационных и технических перемен и решимости руководителей довести их до конца. Хитров говорит, что если бы пришлось начать проект заново, он бы уделил разъяснительной работе еще больше внимания.
Как это часто бывает в аналогичных проектах, не обошлось без сопротивления переменам со стороны сотрудников. Чтобы компенсировать ненужные, как им казалось, превышающие должностные обязанности усилия по освоению и эксплуатации системы, руководители проекта постарались обеспечить регулярное предоставление сотрудникам более точных и оперативных, чем прежде, отчетов, необходимых этим пользователям для каждодневной работы.
Примечательно, что внедрение началось не с бухгалтерских и финансовых модулей, а с подсистем оперативного учета и организации ввода первичных документов. Введенную информацию затем предполагалось использовать во всех других внедренных подсистемах.
Значительную часть функций по вводу информации и ее обработке взяла на себя специальная группа, которая была создана в период реорганизации центрального офиса. По мнению Хитрова, создание этой группы значительно упростило дальнейшее проведение работ.
Примечательно также, что внедрение «Галактики» в СИДАНКО стало первым серьезным проектом, в ходе которого в качестве СУБД использовались продукты Oracle.
В течение 2000 года внедренные модули «Галактики» были переведены в режим промышленной эксплуатации. С начала 2001 года все учетные операции велись только с помощью «Галактики», на ее базе строились и все необходимые отчеты.
В настоящее время «Галактика» применяется практически всеми пользователями центрального офиса СИДАНКО. Компания владеет сотней лицензий системы «Галактика» для одновременно работающих пользователей.
ИТ-система центрального офиса
Работа практически со всеми коммерческими операциями, включая те, что касаются хозяйственных закупок, ведется с помощью модуля управления договорами системы «Галактика».
Другая подсистема — управления сбытом и снабжением — применяется для регистрации первичных документов, отражающих факт совершения различных операций, начиная от купли-продажи и заканчивая процессинговыми и многими другими сложными соглашениями. На базе этих первичных документов готовится отчетность, отражающая состояние сделок, выполнение контрактов, осуществление платежей, текущие задолженности контрагентов и др. Эта же система позволяет следить за отгрузками нефтепродуктов с расположенного в Саратове нефтеперерабатывающего завода. На основании заключенных контрактов, прейскурантов, приложений к договорам и прочих документов в центральном офисе СИДАНКО готовятся распоряжения на отгрузку, которые в электронном виде передаются на дочернее предприятие. В ответ приходят данные об отгрузке нефтепродуктов и оказании сопутствующих услуг. Оперативная информация об отгрузке используется менеджерами СИДАНКО для мониторинга операций с контрагентами, выставления счетов и т.п. По оценке Хитрова, в центральном офисе компании больше 90% объема первичных документов при отгрузке нефтепродуктов обрабатывается посредством этой подсистемы.
Модуль складского учета «Галактики» применяется для учета хранения и движения нефти и нефтепродуктов. Ее перемещение фиксируется с использованием узлов учета (виртуальных складов). В числе прочего в системе учитывается транспорт, посредством которого осуществляется перевозка нефти и нефтепродуктов. В нынешнем году планируется завершить этап автоматизации информационного обмена с компанией «Транснефть». В результате будет обеспечено предоставление в головной офис СИДАНКО данных о движении нефти в центральных нефтепроводах по территории России и о поставках на экспорт.
Внедрены также модули бухгалтерского и налогового учета, учета кадров и основных средств, расчета зарплаты, отдельные функции финансового модуля (в частности, работа с векселями и кредитами).
Финансовую отчетность по западным стандартам учета в СИДАНКО не готовят, поскольку пока нет такой необходимости. Менеджеров высшего и среднего уровня вполне устраивают прозрачность данных, которые они получают из системы, и отчеты, создаваемые на их основе (таких отчетов насчитывается свыше 50).
Для консолидации данных компании в СИДАНКО используется собственная разработка. Имеющиеся в «Галактике» возможности не задействованы, поскольку их применение предполагает установку этой системы не только в головном офисе, но и в филиалах.
Автоматизация дочерних компаний
Дочерние предприятия СИДАНКО имеют собственную историю ИТ-инфраструктуры и собственные информационные системы. «Галактика» применяется пока только в центральном офисе компании.
По словам Алексея Хитрова, сейчас компания вплотную подошла к тому, чтобы «тиражировать» внедренческие проекты на своих дочерних предприятиях. На нескольких наиболее значимых из них в 2001 году прошла реструктуризация, параллельно была проведена формализация бизнес-процессов и информационных потоков. Вероятнее всего, уже в нынешнем году начнется развертывание информационных систем, причем на базе не только «Галактики», но и других продуктов. Как пояснил Хитров, СИДАНКО стремится для каждой своей «дочки» выбрать максимально подходящее ИТ-решение. Развертывание в филиалах современных программных продуктов и создание единого информационного пространства, куда вошел бы весь холдинг, станет основной задачей департамента информационных систем и автоматизации на ближайшие несколько лет.