Подготовленное WIPO соглашение о защите авторских прав вступит в силу с 6 марта
Йорген Бломквист: «Нравы Дикого Запада, которые сейчас господствуют в Сети, должны смениться законами цивилизованного мира» |
Подготовленное Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO) соглашение о защите авторских прав (WIPO Copyright Treaty — WCT) предназначено для защиты права композиторов, художников, писателей и работников других творческих профессий, чьи труды распространяются по Internet и на иных цифровых носителях. Соглашение вступит в силу с 6 марта 2002 года.
«Это будет знаменательный день не только для защиты авторских прав, но и для нашей культуры и информационной отрасли, — подчеркнул Йорген Бломквист, директор подразделения WIPO, специализирующегося на законодательстве об авторском праве. — Мы хотим иметь доступ к культурным ценностям, мы хотим слушать музыку, мы также хотим смотреть фильмы по Internet. Чтобы все это стало возможным, нравы Дикого Запада, которые сейчас господствуют в Сети, должны смениться законами цивилизованного мира. Предлагаемое соглашение создает основу такого перехода».
Из наиболее развитых государств WCT ратифицировали пока только Соединенные Штаты и Япония. Предполагается, что это сделает и Европейский союз, но парламентские представители всех 15 стран Евросоюза должны по отдельности представить свои соображения, что, как предполагается, произойдет к концу декабря 2002 года.
WCT устанавливает международные нормы для защиты литературных и художественных работ, к которым относятся книги, компьютерные программы, музыкальные сочинения, произведения изобразительного искусства и кинофильмы. Новый документ заменит действующее сейчас соглашение о защите авторских прав, так называемую «Бернскую конвенцию по защите литературных и художественных работ», которая была принята в 1886-м и в последний раз пересматривалась в 1971 году.
Новый пакт, по словам Бломквиста, устанавливает, что принципы правового регулирования тиражирования в аналоговом мире во многом также применимы и к Internet и цифровым носителям: «Поэтому, когда мы копируем работу с жесткого диска на сервер, это тоже является тиражированием».
Прежнее соглашение о защите авторских прав было рассчитано на традиционные средства массовой информации, такие как радио и телевидение.
«Это такие способы тиражирования, при которых кто-то решает, какие материалы пользователь должен получать в данное время, — заметил Бломквист. — Теперь, с появлением Internet, ситуация изменилась, поскольку каждый пользователь самостоятельно получает информационные материалы. Считается, что это частное взаимодействие, в которое не вовлечена широкая публика, и, таким образом, на него не распространяется защита авторского права».
В соответствующем соглашении, WIPO Performances and Phonograms Treaty (WPPT), особое внимание уделено защите прав на цифровые носители продюсеров и исполнителей звукозаписей. Это соглашение призвано заменить действующую в настоящее время конвенцию 1961 года. Сейчас это соглашение подписали 28 стран, но минимальное требование — 30 подписавших. Согласно прогнозам WIPO, соглашение WPPT также скоро вступит в силу.
Новое соглашение не предполагает каких-либо методов принуждения, но и WCT, и WPPT требуют от подписавших стран определить соответствующие меры, а это, подчеркнул Бломквист, задача не из легких.