Менеджеры Mitsubishi Electric — о развитии российского рынка проекционного оборудования
Эйси тер Мюлен: «Компьютерные компании до сих пор активно не включились в ?проекционный бизнес?» |
Другой сравнительно недавно оформившийся сегмент рынка — аппараты для домашнего кинотеатра. В будущем, как считает тер Мюлен, помимо традиционных проекционных аппаратов в этой нише могут появиться и комбинированные устройства, например проекторы со встроенным ТВ-тюнером. Однако прежде интерес к домашним кинотеатрам должен набрать определенную динамику: специалисты считают, что серьезно говорить об этом сегменте можно будет только в 2004 году, когда на его долю будет приходиться примерно 10% объема рынка проекционного оборудования. Пока же этот показатель достигает лишь 7% (средний уровень по европейским странам).
Впрочем, прогноз может быть и пересмотрен. Ведь прошлогодние ожидания аналитиков в отношении темпов развития рынка проекционного оборудования (в частности, для Западной Европы был предсказан уровень 30-40%) оказались излишне оптимистичными. Учитывая трудности, испытываемые мировой экономикой, многие исследователи скорректировали свои прогнозы в сторону уменьшения. Так, в компании Decision Tree Consulting темпы роста самого большого в Европе немецкого рынка посчитали завышенными примерно на 10% (относительно прогнозов на начало 2001 г.). Да и в целом для западноевропейского региона более реальным считается показатель в 20%.
На этом фоне российский рынок продолжает развиваться весьма динамично, а прогнозируемое здесь снижение темпов роста существенно меньше, чем для других стран. Тем не менее ожидаемое в наступившем году, согласно оценкам DTC, увеличение объема рынка проекционного оборудования в России до 10 тыс. устройств, по мнению тер Мюлена, станет возможным лишь при отсутствии неблагоприятных экономических факторов. (В ушедшем году объем российского рынка составил, по предварительным данным, 6 тыс. проекторов.)
«Расширение бизнеса в России и странах СНГ останется одним из ключевых направлений развития компании в ближайшем будущем», — говорит тер Мюлен. Свидетельством серьезности намерений Mitsubishi в отношении России, в частности, служит назначение регионального менеджера, отвечающего за местный рынок.
Три года работы компании в нашей стране сопровождались постоянным увеличением спроса на ее ЖК-проекторы, причем особенно динамично развивается сегмент портативных устройств, масса которых составляет от 2,5 до 4 кг.
В настоящее время, по оценкам компании, ее доля составляет примерно 10% (по всем категориям проекторов), а наиболее сильные позиции, по словам тер Мюлена, Mitsubishi занимает в двух «полярных» сегментах: среди недорогих портативных проекторов с разрешением SVGA, пользующихся массовым спросом, а также среди аппаратов верхнего уровня.
Ожидания — сбывшиеся и несбывшиеся
Развитие мирового рынка проекционного оборудования сопровождается и изменением состава его участников. С одной стороны, в последнее время все громче о себе заявляют тайваньские производители проекторов, и прежде всего Benq (с декабря так стало называться подразделение Acer Communications and Multimedia, выделившееся в самостоятельную компанию), Delta Digital Projection Displays и Optoma (прежнее название — CTX Opto). Из компаний, выполняющих OEM-заказы, они превратились в поставщиков продукции и под собственными марками. При этом тайваньские компании особенно быстро развиваются в области DLP-технологии.
С другой стороны, несколько известных имен, в том числе Davis и Kodak, практически исчезли с рынка проекционной техники. Следует заметить также, что компании, традиционно имеющие сильные позиции на компьютерном рынке, за исключением, пожалуй, Compaq, пока активно не включились в «проекционный бизнес».
Между тем выход Compaq на рынок проекционного оборудования был связан с идеей продвижения комплекта, состоящего из ультрапортативного проектора и ноутбука. Однако подобные намерения, считает тер Мюлен, несколько опередили реальные потребности рынка. В частности, по той причине, что комплект «ноутбук + проектор» трудно продавать: ведь цена проектора в настоящее время в три-четыре раза превышает стоимость современного портативного компьютера.
Впрочем, пока не сбылись и прогнозы двухлетней давности о том, что проекторы станут в массовом порядке продаваться через традиционные компьютерные каналы сбыта. По мнению тер Мюлена, одно из объяснений состоит в том, что модели бизнеса, практикуемые на рынках компьютерного и проекционного оборудования, заметно разнятся: в первом случае продавцы привыкли работать с товарами, имеющими относительно невысокие цены и дающими очень небольшую прибыль, во втором — с дорогими товарами, приносящими высокие доходы.
Что показал Infocomm?
Между тем подобные публичные демонстрации различного проекционного оборудования, являвшиеся непременным атрибутом специализированной выставки Infocomm, до некоторой степени утеряли свою привлекательность. В прошлом году (выставка проходила в Лас-Вегасе в июне) многие производители проекторов — в частности, InFocus, Sony, Epson и NEC — не были представлены в этой части экспозиции, а с нынешнего года Shoot-out (как назывались эти демонстрации) на Infocomm отменены вовсе.
Региональный менеджер департамента презентационных технологий Mitsubishi Electric Михаил Невзоров полагает, что компании стали отказываться от участия в подобной демонстрации не только по финансовым соображениям.
«Качество изображения с точки зрения яркости и контрастности у всех проекторов примерно одинаково, — говорит он. — Принадлежащие к одному классу аппараты отличаются друг от друга по другим параметрам: дополнительными режимами, сетевыми решениями, наличием цифрового интерфейса и т.п.».
Если совсем недавно слишком много внимания уделялось массе устройств, то постепенно апеллирование производителей к этому параметру становится более умеренным. Дело в том, что в реестре ценностей проектора его масса стоит далеко не на первом месте. (Конечно, приоритеты потребителей меняются в зависимости от страны: так, по данным опроса, проведенного Mitsubishi, в России при покупке проектора ориентируются прежде всего на его цену, яркость и функциональность.)
Между тем компании Plus Vision с точки зрения компактности удалось достичь нового рубежа: ее проектор серии V весит всего 900 г (предлагается две версии — модель V-1080SF с разрешением SVGA и яркостью 800 ANSI-люменов и модель V-807SF с разрешением XGA и яркостью 700 ANSI-люменов).
Отмечается и активизация дизайнерских поисков: одним из примеров может служить футуристический корпус проектора VPL-HS1 Sineza, предлагаемого Sony для оборудования домашних кинотеатров.
Технологические тенденции
Как полагают в Mitsubishi Electric, прошлогодняя Infocomm продемонстрировала повышение интереса отрасли к DLP-технологии, причем здесь наметились две тенденции. Во-первых, производители проекторов сконцентрировались на создании микропортативных DLP-моделей массой около 1-1,5 кг (в этой категории представлена продукция компаний Epson, Hitachi, Panasonic, Plus, Sanyo и Sony). И, во-вторых, развивается направление «ярких» DLP-проекторов, которые смогут составить конкуренцию ЖК-моделям со световым потоком 1500-2000 ANSI-люменов (в настоящее время предельное значение яркости для DLP-проекторов составляет 1500 ANSI-люменов). В начале нынешнего года Mitsubishi уже начала поставлять в Россию две DLP-модели с яркостью 2000 ANSI-люменов и массой менее 3 кг.
В компании считают, что в будущем конкуренция между DLP- и ЖК-технологией обострится: благодаря совершенствованию элементной базы, о которой во время Infocomm объявила компания Texas Instruments, DLP-проекторы станут еще легче, компактнее и ярче.
Изменения в области ЖК-устройств будут связаны с применением трех типов панелей с диагональю 0,7; 0,9 и 1,3 дюйма. ЖК-панели двух первых типов будут использоваться в проекторах, ориентированных на массовый рынок, в то время как 1,3-дюймовая панель сохранится в профессиональных проекторах с яркостью 3000 ANSI-люменов и выше. При этом ЖК-панели размером 0,7 дюйма становятся более популярными и постепенно заменяют 0,9-дюймовые панели в категории «малобюджетных» проекторов, благодаря чему яркость соответствующих устройств вырастет с 600-800 до 1000 ANSI-люменов и более. А панель размером 0,9 дюйма постепенно вытесняет 1,3-дюймовую, способствуя достижению яркости 1700-2100 ANSI-люменов при массе от 4 до 5,4 кг.
В Mitsubishi будут разрабатывать проекторы на основе обеих технологий. При этом компания намерена активно работать над устранением недостатков, свойственных DLP-проекторам (в частности, мерцание и неоднородность изображения). С этой целью будет использован весь опыт, наработанный Mitsubishi в области видеотехнологий.
Недавно появилась альтернативная технология, названная LCOS (Liquid Crystal on Silicon). Правда, по данным DTC, соответствующий сегмент еще очень мал: на долю LCOS-устройств приходится менее 1% объема рынка. Хотя проекторы на базе LCOS-технологии были представлены уже несколькими компаниями, в Mitsubishi занимают выжидательную позицию. Как отметил Невзоров, по мнению специалистов компании, применение этой технологии приводит к снижению качества изображения. Тем не менее LCOS-технология обладает и немалым достоинством: ее внедрение обходится очень дешево.
Качество изображения, как считают в Mitsubishi, можно будет повысить, если обеспечить в новых проекторах возможность проецирования изображения в стандарте Microsoft sRGB.
Помимо проекционных технологий развиваются и сопутствующие решения. Многие компании представили образцы «беспроводных» проекторов, не требующих подсоединения RGB-кабелей и работающих с какими-либо «внутренними» источниками информации, например PCMCIA-устройствами. Sony продемонстрировала проектор, рассчитанный на применение карт памяти Memory Stick, а у Toshiba практически готовы проекторы, в которых используется технология Bluetooth.
В Mitsubishi пока не торопятся налаживать выпуск беспроводных проекторов, поскольку считают, что их функциональные возможности достаточно ограничены. Так, применение PCMCIA-устройств позволяет демонстрировать преимущественно слайд-презентации, а технологию Bluetooth, также еще плохо приспособленную для передачи больших файлов, целесообразно использовать лишь для управления некоторыми функциями настройки.
Одно из новых направлений развития — так называемые «сетевые проекторы», расширяющие возможности проведения различных корпоративных мероприятий типа семинаров и конференций. Правда, потребность в подобных устройствах до сих пор не ясна. «Если кто-то покупает такой проектор, то главным образом из-за его высокой яркости, а не из-за возможности его подключения к локальной сети, — говорит Невзоров. — Ведь, как правило, сетевые проекторы относятся к категории устройств верхнего уровня, имеющих очень высокую яркость».
Тем не менее в Mitsubishi решили, что все вновь выпускаемые компанией проекторы, рассчитанные на фиксированную инсталляцию, будут оснащены системой Smart Hub, благодаря которой к проектору можно одновременно подключить несколько компьютеров, создав таким образом мини-сеть. Однако, несмотря на привлекательность сетевых проекторов, наличие дополнительных соединительных кабелей скорее является их недостатком. Со временем, как считает тер Мюлен, «лишние» кабели, возможно, будут заменены каналами беспроводной связи.