Профессор Август-Вильгельм Шеер о перспективах развития бизнес-систем
Август-Вильгельм Шеер: «Консультанты помогают упростить как саму систему, так и процесс ее внедрения» |
Повлияла ли так называемая новая экономика на методологию IDS или на семейство продуктов ARIS?
Да, конечно. Мы изменили нашу методологию и продукты в соответствии с нашими представлениями о том, как должна строиться деятельность предприятий в условиях «новой экономики», которая подразумевает совместную работу множества компаний. Описывают (моделируют) эту деятельность бизнес-сценарии совместной работы предприятий, взаимодействующих посредством систем электронных закупок, совместно разрабатывающих новые продукты с использованием одновременного параллельного проектирования и пр. Мы встроили в продукты ARIS поддержку моделирования совместной работы предприятий, усилили возможности для работы с продуктами ARIS через Internet, в частности для удаленных пользователей.
Приступая к внедрению любой сложной информационной системы, мы хотим быть уверены, что нам удастся реализовать наш первоначальный замысел ее развертывания. Для этого необходимы схемы внедрения и модели процедур реализации сложных проектов с участием множества людей, в том числе внутренних и внешних консультантов, пользователей, представителей разработчика, специалистов по компьютерным сетям и пр. Другими словами, необходима методологическая и инструментальная поддержка процесса внедрения. А это как раз одно из ключевых направлений работ нашей компании.
Корпорация SAP анонсировала планы создания системы для интеграции приложений и бизнес-процессов. Планирует ли предпринять шаги в том же направлении IDS Scheer?
В настоящее время мы работаем над интерфейсами инструментария, предназначенного для интеграции приложений масштаба предприятия (enterprise integration application — EAI). В частности, вместе с нашими партнерами разрабатываем интерфейсы для интеграции средств моделирования бизнес-процессов с системами класса workflow и бизнес-приложениями, в частности, с mySAP.com.
В каком направлении развиваются, на ваш взгляд, ERP-системы?
Примечательными особенностями ERP-систем были ориентация на функционально-ориентированную (а не процессно-ориентированную) структуру предприятий (об этом, в частности, свидетельствует дифференциация основных модулей многих ERP-систем по функциональному признаку), а также наличие баз данных, общих для всех подсистем. Идея общих баз данных появилась лет двадцать назад (кстати сказать, основоположниками идеи были разработчики из SAP). Тогда она казалась привлекательной и была поддержана первыми пользователями ERP-систем. Современные бизнес-приложения стали гораздо сложнее. Едва ли их можно рассматривать как единые, монолитные продукты. Обычно они создаются на базе компонентных архитектур, по сути — это наборы программных компонентов, нередко имеющих собственные базы данных.
А раз так, то, следовательно, нам нужно иначе взглянуть на схему развертывания информационных бизнес-систем. Процесс установки современной системы сводится к сборке различных компонентов и приложений. В рамках общих бизнес-процессов происходит объединение клиентских модулей, электронных торговых площадок, модулей управления цепочками поставок, партнерскими сетями и отношениями с клиентами и др. Уровень сложности современных бизнес-систем на предприятиях совсем иной, чем раньше.
Удастся ли в будущем уменьшить сложность бизнес-систем?
Причина сложности кроется не в системах, а в особенностях нынешнего бизнеса. Давайте взглянем на современную компанию. Внутри нее имеются десятки или даже сотни функциональных звеньев, огромное количество документов. Вот где истоки сложности.
Жизнь подстегивает разработчиков программного обеспечения наращивать функциональность. В результате системы становятся все сложнее и сложнее. Значит, нам, с одной стороны, приходится иметь дело со сложностью современного бизнеса, с другой — со сложностью информационных систем, которые его поддерживают.
Роль консультантов в этом мире всевозрастающей сложности — помочь пользователям структурировать современный бизнес, выделить в нем более простые составляющие и выбрать ту функциональность информационной системы, которая действительно нужна бизнес-пользователям. Таким образом, консультанты помогают упростить как саму систему, так и процесс ее внедрения.