«Internet-революция» временно завершилась. Ее итоги более-менее очевидны: в «новую экономику» перекочевало некоторое количество миллиардов долларов из карманов инвесторов.
Дмитрий Гапотченко — заместитель главного редактора еженедельника Computerworld Россия. Ему можно написать по адресу gdi@osp.ru |
Взамен последние получили впечатляющие пиар-кампании, новые технологии, массу сайтов, изрядное количество техники и, если повезло, толику денег обратно.
Жизнь после революции по сравнению с временами штурма и натиска скучновата. «Двести процентов годовых — это же в три раза больше» в стиле отечественных банков начала 90-х уже никто не обещает. Слишком грубо обошлась действительность с замечательными бизнес-планами, составленными вчерашними выпускниками школ делового администрирования.
Однако, как обмолвился один из финансистов, инвестиционные компании и фонды не могут жить без того, чтобы не иметь Следующей Большой Вещи, вокруг которой можно устроить финансово-инвестиционные песни и пляски. Умение угадать, что станет Большой Вещью, и есть важнейшее достоинство инвестора. Без нее профессиональный гуру-инвестор и вовсе не нужен. Отнести деньги в Сбербанк — или иное малодоходное, но устойчивое финансовое заведение — сможет самостоятельно любая кухарка. И пока одни инвесторы ищут новую Большую Вещь, другие пытаются реанимировать Internet-лихорадку во всей ее красе.
Но для того чтобы создать вторую волну, надо объяснить, в какой песок ушла первая. И почему песок не стал золотоносным.
Первые объяснения были скорее философского плана. Кладезь таковых — статья Джона Дворака (советую насладиться первоисточником — http://www.pcmag.ru/news.asp?ID=734&page=0). Он насчитал аж восемь в разной степени объективных факторов, среди коих — суд над Microsoft, подгадавшие случиться не вовремя президентские выборы и «повышение процентных ставок».
Гнев автора вызывают и «непрофессиональные брокеры» — бедолаги, которые, начитавшись продвинутых журналистов и прогрессивных аналитиков, кинулись вкладывать деньги в новую экономику, надеясь заработать на грош пятаков. Не будучи доками ни в биржевой игре, ни в «хайтеке», а главное, рискуя своими, а не безликими, как инвесторы, деньгами, эти люди, естественно, весьма чутко реагировали на колебания рынка. Когда он рос — вкладывали. Когда стал падать — пытались «вынимать» то, что осталось.
Далее идут объяснения понаучнее: «Как показало исследование, проведенное Pew Internet & American Life Project, большинство американцев винит в кризисе нового рынка скупых инвесторов, слишком рано возжелавших вернуть вложенные средства, и неправильные экономические модели онлайновых компаний». О втором, ввиду очевидности предмета, говорить скучно, а первое замечательно. Еще простые американцы попрекнули глав Internet-компаний в «юности и неопытности», которые за год до того воспринимались как залог незашоренности и передового мышления.
Спасителями новой экономики, загубленной жадными инвесторами, пронырливыми журналистами и рисковыми домохозяйками, должны были стать признанные авторитеты в области Internet, благо они как раз оказались свободны по причине краха их предыдущих начинаний. Тут, правда, вышла неурядица — аналитики и консультанты потянулись обратно в традиционную экономику (последняя расшифровка B2B — Back to Banking). А самые одиозные гуру новой экономики и вовсе вызвали интерес у заокеанских компетентных органов — уж очень подозрительно выглядят задним числом некоторые оптимистичные прогнозы в совокупности с владением прорицателями (или их фирмами) пакетами акций предметов оптимизма.
На отечественном рынке последний всплеск оптимизма — «Электронная Россия». Ее пропаганда для широких масс сводится к тому, что посредством внедрения в государственное управление электронов, неисчерпаемых, как карманы инвесторов и бюджетные фонды, страна будет управляться лучше, быстрее, дешевле, законы станут общедоступными в онлайне, отчего непременно начнут исполняться, Internet-тендеры позволят покупателю (то есть государству) покупать дешевле, а продавцам (и волки целы) — продавать за лучшую возможную цену, и т.д. Все это, конечно, замечательно, но есть чувство, что все это уже не один раз слышали...
Впрочем, несмотря ни на что, «вторая волна» меня скорее порадует. И как россиянина, и как журналиста с рынка ИТ, и как просто человека, которому при любом раскладе в новом дивном мире жить и жить. Во-первых, в ходе «Internet-революции» в карманы наших соотечественников, подвизающихся на ниве программирования, «контента», управления Web-проектами и т.д. и т.п., перекочевала часть денег простых (и не очень) американских трудящихся. Во-вторых, Internet-бум вызвал оживление ИТ-рынка, что не может не радовать.
Ну и главное — инвесторы непременно найдут Следующую Большую Вещь. Самый вероятный кандидат на эту роль, судя по всему, это «биотехнологии» и все с ними связанное. И одной клонированной овечкой деятели сверхновой экономики не обойдутся. А потом ажиотаж схлынет, и творения разорившихся компаний останутся без присмотра, подобно заброшенным порталам с новостями месячной давности. Не говоря уже о том, как будет выглядеть Национальная Биотех-Премия на сцене МХАТа.
Так что пусть уж лучше инвесторы инвестируют, аналитики анализируют, пиары пиарят, а гении в потертых джинсах создают новые Web-ресурсы, а не пытаются превзойти творения уэллсовского доктора Моро, первого биотехнолога.
Автор тем не менее полагает, что второй волны не избежать... И это, возможно, не так уж плохо. Вопрос лишь в том — кто будет ее гнать.