«Электронная Россия» как средство интеграции государственных программ
Олег Бяхов рассказывает о своем видении электронного правительства |
Эффективность и прозрачность
Андрей Яковлев, проректор «Высшей школы экономики» и руководитель рабочей группы по разработке проекта программы «Электронная Россия», определил две основные цели программы: увеличение эффективности работы государственных органов и движение к гражданскому обществу. Увеличить эффективность государственной власти должны правильные законы, внедрение высоких технологий в реальном секторе экономики, подготовка кадров, обеспечение доступа в Internet и модернизация государственного аппарата. Кроме того, правовое общество требует прозрачности государственных органов и внедрения информационных технологий в СМИ.
Для решения перечисленных задач предлагается создать так называемое «электронное правительство». Под этим подразумевается организация единой системы управления и передачи данных между государственными органами (на это отводится 10 млрд. руб.), обеспечение открытости власти (9 млрд. руб.), внедрение системы единого документооборота (6 млрд. руб.), разработка соответствующих законов (1,25 млрд. руб.) и решение иных задач. Указанные суммы — а это треть бюджета всей программы — будут распределены на девять лет. Для сравнения Яковлев привел цифры расходов других государств на аналогичные цели. Так, в Японии ежегодно в развитие электронного правительства вкладывается 9 млрд. долл., в США — 5,5 млрд. долл., в Великобритании — 3,5 млрд. долл. При этом доля отрасли информационных технологий в ВВП Японии составляет 2,27%, в США — 4,38%, а в России — 0,61%.
Электронное правительство
Термин «электронное правительство» был очень популярен на форуме, однако все понимали его по-разному. Компании, которые занимаются разработкой корпоративных порталов, говорили об электронном правительстве как о портале, способном интегрировать в «одном окне» доступ ко всем государственным службам региона. Олег Бяхов, менеджер отдела бизнес-консалтинга компании Andersen, предложил развернутую картину электронных услуг, которые могли бы предоставлять государственные органы. Все услуги государства, по мнению Бяхова, можно разделить на четыре группы: для других государственных органов (G2G), для бизнеса (G2B), для частных лиц (G2C) и для собственных сотрудников (G2E).
На форуме даже приводили примеры реализации концепции электронного правительства как за рубежом (Нью-Йорк и Великобритания), так и у нас в России (Web-сайт Чувашской республики и Государственной налоговой службы). Впрочем, российские проекты находятся в стадии внедрения и еще полностью не завершены. Выступающие также говорили о создании единого регистра населения, который будет доступен в электронном виде. В бюджете программы на создание регистра предусмотрено около 500 млн. руб.
Однако на пути внедрения этих электронных служб, по мнению Ивана Курносова, заместителя начальника управления информатизации Минсвязи, серьезным препятствием является банальное отсутствие компьютерной техники у государственных структур. Также нужно решить проблемы подключения этой техники к Internet, выбрав правильный режим подключения и обеспечив надежную защиту. Еще одну сложность представляет установление взаимодействия различных органов государственной власти между собой, поскольку единых стандартов такого обмена еще нет. Сейчас проект создания единой системы документооборота передан в ФАПСИ, а там скорее склонны защищать документы, чем организовывать их оборот.
Курносова поддержал и советник департамента науки и технологий аппарата правительства Олег Рыков, отметивший, что одних технологий недостаточно для создания электронного правительства — для этого нужно перестроить работу государственных органов. Кроме того, по его мнению, создание электронного правительства в России, где менее 10% человек имеет доступ в Internet, еще больше увеличит социальное неравенство.
Программная интеграция
У каждого государственного органа есть своя программа, которая так или иначе связана с вычислительной техникой и телекоммуникациями. Так, в Министерстве образования уже достаточно давно реализуется программа создания образовательной сети передачи данных для высшей школы. Государственное агентство по системам управления (ГАСУ) собирается возродить программу развития электронной техники. МПС уже приступает к эксплуатации своей транспортной сети передачи данных, обслуживание которой доверено компании «ТрансТелеКом». На форуме представители этих ведомств очень часто говорили о координации усилий в рамках программы «Электронная Россия».
Собственно, есть уже и первые плоды такой интеграции. Так, Министерство образования объявило о модернизации своей образовательной сети на основе транспортной инфраструктуры «ТрансТелеКом». На первом этапе этого сотрудничества планируется подключить Новосибирский и Екатеринбургский узлы сети к Московскому по каналу емкостью 45 Мбит/с. Второй этап — подключение Казани, Владивостока, Самары, Саратова, Ростова-на-Дону и, возможно, Петербурга. Конечная цель проекта — создать систему распределенных вычислений, которая свяжет суперкомпьютерные центры Новосибирска, Москвы, Казани и Владивостока, и сформулировать единую информационную сеть Академии наук.
МПС также имеет планы на использование своей инфраструктуры. В частности, планируется интегрировать сеть передачи данных в ИТ-системы морских портов, угольных разрезов и т.п.
Пока оборудование для всех проектов используется в основном импортного производства. Тем не менее у России, по убеждениям генерального директора ГАСУ Владимира Симонова, есть интересные наработки в производстве смарт-карт, суперкомпьютеров с сигнальными и нейропроцессорами, а также в области цифрового телевидения. Активно развивается и производство программного обеспечения, правда, в основном офшорное. Для стимулирования развития российской электроники ГАСУ собирается принять соответствующую программу.