Профессор Шеер, основатель компании IDS Scheer, силен и в том и в другом
Август-Вильгельм Шеер: «Способность работы в команде является предпосылкой успеха и в джазе, и в сфере информационных технологий» |
Такой вот не совсем обычной презентацией был открыт семинар, посвященный процессно-ориентированному внедрению ERP-систем. Семинар организован компаниями «Весть-МетаТехнология» и Sterling Group при участии IDS Scheer и SAP.
Предприятие — это бизнес-процессы
Шеер давно обратил внимание на разобщенность функциональных подразделений. Согласование совместных действий между ними зачастую наталкивается на барьеры. В частности, подразделения нередко ставят свои интересы выше интересов «соседей». Конечно, такая позиция не способствует успеху дела. С другой стороны, очевидно, что производство и выпуск продукции — процесс многогранный, участие в нем принимают не только производственные подразделения, но многие другие службы предприятия. Этот процесс пронизывает предприятие насквозь и представляет собой цепочку действий, осуществляемых сотрудниками разных подразделений. В конечном итоге успех предприятию обеспечивает именно процесс, а не какое-то конкретное подразделение.
Шеером были разработаны методология описания бизнес-процессов предприятия ARIS и одноименный инструментарий. Года два назад появилось и средство анализа эффективности бизнес-процессов — инструментарий Process Performance Management (PPM).
Следующим шагом, по мнению Шеера, должно стать создание средств интеграции приложений масштаба предприятия (EAI — enterprise application integration). Они становятся насущной необходимостью, даже если речь заходит об интеграции ERP-компонентов от одного поставщика. Кроме того, данные в реально действующих на предприятиях информационных системах все чаще оказываются сосредоточенными не в одной, а в нескольких базах данных (данные финансовых подсистем, CRM, SCM и пр.). Подобные средства уже разрабатывает корпорация SAP. Вероятнее всего, вскоре IDS Scheer тоже предложит нечто подобное.
Непрерывный реинжиниринг
Согласно данным опроса, проведенного немецким журналом Computerweek среди компаний, использующих у себя системы ERP, 80% респондентов уделили бы больше внимания реинжинирингу бизнес-процессов, если бы снова начали внедрять ERP. Но нужно ли предприятию ждать нового внедрения, чтобы усовершенствовать свои бизнес-процессы?
В компании IDS Scheer считают, что совсем не обязательно для этого ждать следующего внедренческого проекта. Более того, можно сделать совершенствование бизнес-процессов непрерывным, для чего компания предлагает набор инструментальных средств. ARIS Collaborative Suite рекомендуется в качестве пакета для создания моделей бизнес-процессов и дальнейшей работы с этими моделями. Другой продукт — ARIS for mySAP.com — способен, по мнению разработчиков, ускорить внедрение системы mySAP.com и снизить затраты на ее развертывание.
Наконец, для анализа эффективности бизнес-процессов имеется PPM. Это относительно новый продукт, в настоящий момент насчитывается 17 проектов по его внедрению. Этот продукт способен извлекать данные из различных информационных систем предприятия (ERP, CRM и др.) и по документам автоматически генерировать цепочки отдельных процессов. На основе этих данных PPM вычисляет некоторые, в основном временные характеристики процессов и их отдельных составляющих (длительность выполнения, частоту цикла, число повторений и пр.). Кроме того, PPM дает возможность анализировать процессы по различным срезам, а также экспортировать собранные данные в OLAP-системы. Ключевое преимущество PPM — возможность исследовать характеристики бизнес-процессов, а не отдельных функциональных подразделений (эти возможности реализованы, в частности, в продукте SAP SEM).
ARIS для внедрения ERP
В ходе семинара представители IDS Scheer подробно рассказали о том, как можно использовать пакет ARIS для внедрения системы mySAP.com. Из выступления Вольфганга Фабера, руководителя представительства IDS Scheer в Великобритании, следовало, что роль инструментария ARIS особенно велика на начальной стадии внедрения. ARIS позволяет, в частности, зафиксировать цели проекта, схему его организации, описать и распределить роли участников команды проекта, определить его процедуры, описать знания о бизнесе, организационную структуру предприятия и пр. Созданные в ARIS модели можно передать в инструментарий ASAP и с его помощью преобразовать их в настройки mySAP.com.
Как заметил Фабер, на стадии подготовки к внедрению ERP-системы очень важно суметь описать бизнес-процессы, чтобы их можно было затем реализовать средствами ERP-системы. Так что консультантам, внедряющим систему, приходится искать компромисс между оптимальной организацией бизнес-процессов и возможностями их поддержки конкретной ERP-системой.
Аспекты внедрения
Внедрение ERP-систем на семинаре занимало значительное место. Многие докладчики в той или иной степени касались методологии ASAP. Особенно подробно рассказал о ней Вольфганг Петзольд, директор по связям с партнерами московского представительства SAP. Для реализации этой методологии SAP предлагает собственный инструментарий.
Нина Новикова, заместитель начальника департамента систем управления предприятием компании Sterling Group, и Сергей Лобов, руководитель направления ARIS компании «Весть-МетаТехнология», представили методику, разработанную в ходе сотрудничества их компаний и предполагающую активное использование инструментария ARIS. По мнению представителей компаний, в ASAP недостаточно внимания уделяется анализу текущего состояния предприятия (состояния «как есть»). Методология, которую они предлагают, представляет своего рода компромисс: предварительный анализ бизнес-процессов обязательно проводится, однако длится он не очень долго. После окончания этого этапа консультанты уточняют цели предприятия и на основе отраслевой модели-прототипа бизнес-процессов создают модель состояния «как должно быть». После этого, используя референтную модель SAP R/3, консультанты создают целевую модель бизнес-процессов в том виде, в каком ее будут поддерживать средствами R/3. Именно она затем и внедряется.
Большой интерес гостей семинара вызвал рассказ об использовании инструментария ARIS в ходе внедрения системы R/3 в чешской компании Cesky Telecom. Всего там было подключено к R/3 более 2 тыс. пользователей. Внедрение системы было составной частью плана реструктуризации компании, в ходе которого численность персонала в ней должна была сократиться примерно на треть. Разумеется, пользователи, сумевшие освоить систему, резко повышали свои шансы продолжить работу в компании. Такой «кнут» был сильным стимулом для перехода сотрудников компании на новую систему.
Координация внедрения была возложена на основную рабочую группу, в которую входило около 30 сотрудников. Она же с помощью инструментария ARIS разработала модели состояния процессов «как есть» и «как должно быть», а также подготовила подробную проектную документацию. Развертывание системы в регионах легло на плечи расширенной команды, в которую вошло в общей сложности почти 200 сотрудников региональных отделений. Примечателен срок, за который проект был реализован: всего... восемь недель! Разумеется, очень многое зависело от руководства компании, от мастерства консультантов и многих других составляющих. Однако не последнюю роль сыграл и инструментарий ARIS, который активно использовался в этом проекте.