Опыт продвижения отечественного ПО на мировой рынок
На выставке «ИнфоКом 2001» состоялся круглый стол с тремя участниками: Luxoft, Spirit и Parallel Graphics. Хотя первые лица отсутствовали, представителям компаний было что рассказать на тему, которую можно было бы назвать: «Опыт продвижения российского программного обеспечения на мировой рынок».
Luxoft, Spirit и Parallel Graphics — компании с совершенно разными моделями бизнеса и областями разработок. Слушатели, весьма активные, тоже представляли самые разные «слои»: государственные организации, питерскую ассоциацию «Форт-Росс», компании FDP, Telesystem, Sun Microsystems и другие.
Luxoft о своей деятельности рассказывает часто и охотно. Евгений Дмитриев, кроме преимуществ и недостатков, присущих отечественным офшорным программистам, рассказал о специфике ситуации в Соединенных Штатах: на фоне резкого сокращения финансирования проектов растет интерес к относительно недорогим и эффективным разработкам. По мнению Дмитриева, имидж индийцев как исполнительных, но нетворческих кодировщиков сохранится еще два-три года, а дальневосточные и южноамериканские пока (несмотря на официальную статистику) незаметны.
Spirit в последнее время утверждает свой новый имидж «продуктовой» компании. Многим она известна чуть ли не как рекрутинговая компания, во всяком случае как организатор групп специалистов для высокотехнологичных проектов. Известна и ее инвестиционная деятельность (Stoik Software, TS Group Entertainment). Теперь, по словам представлявшего компанию Игоря Фроликова, у нее постоянный штат собственных разработчиков численностью до 100 человек, а главное направление ее деятельности — производство и продажа программ для «нетрадиционной» элементной базы (DSP, FPGA и ASIC), алгоритмов сжатия и т.д.
Parallel Graphics, главная «наследница» Paragraph International, нечасто появляется на публике. Со времен продажи Paragraph в SGI некогда солидное присутствие в США свелось к одному-единственному представителю, а свои операции компания ведет через штаб-квартиру в Дублине. Направления деятельности, сводившиеся после приключений с SGI и Microsoft к технологиям трехмерной графики, раскрылись не столько вширь, сколько вглубь. Эффектные 3D-развлечения по-прежнему привлекают внимание пользователей. Но компания ищет новые ниши: моделирование мебели и интерьера квартир, программное обеспечение для сферы образования и виртуальные руководства. Последняя ниша, видимо, наиболее многообещающая. Цель Parallel Graphics — снабдить инженерные компании удобным инструментарием для переноса «тяжелых» 3D-моделей из САПР в компактные и в то же время полнофункциональные модели формата VRML.
Треугольник из таких разных компаний составился неспроста: оказывается, Luxoft и Parallel Graphics работают в том числе на общего, хоть и необъятного заказчика — Boeing. Со Spirit первую объединяет сходная позиция относительно новорожденной ассоциации АРПО. Общая тенденция, о которой говорили все трое и о которой особенно приятно слышать, — появление интересных и платежеспособных заказчиков на внутреннем рынке.